ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

детский сад

Авторы — А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

В этом году исполнилось 20 лет образовательной программе «Детство». Программа является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.

Идея создания программы «Детство» принадлежит В. И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой.

В 90-х годах авторским коллективом интенсивно велась работа над методологией, концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и была рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. Была издана целая серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“». В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям вариант программы, был полностью обновлен методический комплект программы.

В основу программы «Детство» был положен психолого-педагогический подход к изучению развития и воспитания ребенка в основных видах детской деятельности. Это изучение особенностей освоения ребенком речевой, игровой, познавательной, трудовой, математической, общения и других видов детской деятельности. Использование данного подхода позволило поставить в программе задачи развития детских видов деятельности и определить содержание ее разделов.

Так, например, в работах А.М. Леушиной и С.Л. Рубинштейна понятие связной речи было раскрыто во взаимосвязи с развитием мышления ребенка. Благодаря исследованию А.М. Леушиной развитие связной речи детей стало ядром разделов программы «Развиваем речь детей» и «Коммуникация» (в редакции 2011 года). На основе психологических исследований А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Логиновой была разработана стройная теория словарной работы. Исследование Л.М. Гурович о восприятии литературного героя детьми определило задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой. Освоение представлений о природе рассматривалось в связи с развитием наблюдательности и познавательной активности ребенка (П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова).

Психолого-педагогический подход стал основой всех, без исключения, разделов программы «Детство». Благодаря психолого-педагогическому подходу задачи и содержание развития разных видов деятельности ребенка получили в программе «Детство» особое звучание. Данный подход предопределил изучение субъектных проявлений ребенка на основе понимания особенностей его деятельности.

Содержание программы «Детство» человеко-ориентировано и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). По мнению Т.И. Бабаевой, в центре программы «Детство» всегда стоит Человек, чувствующий, познающий и созидающий. Через эту призму происходит вхождение детей в образовательное содержание.

Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.

Гуманитарная методология дает возможность рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе ценность имеет познание уникальности, единичности, целостности растущего Человека — его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.

Гуманитарность — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, неся в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности.

Гуманитарное исследование — комплексное исследование проблем детства, рассматривающее ребенка в целостности, непрерывности, уникальности его развития.

Методологические позиции позволяют авторам программы изучать феномен современного дошкольного детства и, ориентируясь на «портрет» современного ребенка, вести поиск содержания, условий, способов и форм организации процессов
его развития и воспитания.

Программа «Детство» — развивающийся во времени и пространстве современной России продукт. Поэтому основа современной программы — это понимание существенных отличий и особенностей дошкольного детства России ХХI века. Программа строится с учетом того, что современный дошкольник достаточно ориентирован в своем ближайшем окружении, настоящем и будущем, поэтому предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. Это дает педагогу возможность вариативно отбирать образовательное содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.

Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Программа «Детство» направлена на социализацию и индивидуализацию ребенка дошкольного возраста. На современном этапе развития программы происходит углубление и уточнение их понимания. С точки зрения Т.И. Бабаевой, процесс социализации представлен в программе как путь активного вхождения ребенка в культуру и присвоения им социокультурного опыта. Социализация не исчерпывается адаптацией ребенка к социальной среде, а является творческим самовыражением личности в процессе деятельности и взаимодействия с людьми, неразрывно связана с индивидуализацией. Этим обусловлено широкое использование в программе разных видов игр и творческих видов деятельности. Процесс социализации возможен, только когда ребенок становится субъектом деятельности.

Ценностно-целевая ориентация программы «Детство» на целостное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения опирается на результаты исследований петербургской научной школы, которые проводятся на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета с 80-х годов XX века.

Исследования в рамках кандидатских и докторских диссертаций, а также выполнение коллективных научных проектов позволяют:

  • характеризовать актуальные субъектные проявления ребенка в разных видах деятельности, на разных этапах дошкольного детства;
  • разрабатывать вариативные условия, технологии и формы организации образовательного процесса в детском саду, стимулирующие субъектное развитие дошкольника.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Сейчас в программе четко определены целевые ориентиры развития ребенка как субъекта детской деятельности: направленность содержания программы на развитие у детей интереса к окружающей действительности, инициативности, самостоятельности и творчества в осваиваемых видах деятельности, способности осуществлять выбор их содержания и способов осуществления, способности к построению отношений со сверстниками и взрослыми. Данные ориентиры выступают в программе как целостное единство и прослеживаются во всех образовательных областях. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.

Реализация в программе концепции целостного развития ребенка как субъекта детских видов деятельности находит свое выражение в ориентации образовательного содержания на развитие субъектных проявлений ребенка в разных видах деятельности. Проявления субъектности ребенка — отражение целевых ориентиров программы, заданных через деятельность ребенка.

Для современной программы «Детство» характерно богатство и разнообразие содержания, что проявляется:

  • в ориентации на разнообразие интересов современных детей, их стремление устанавливать многообразные связи в окружающей действительности;
  • включении в содержание каждой образовательной области тематики самостоятельной и творческой детской деятельности (например, «Путешествие на машине времени»; «Превращения волшебной палочкой» — на содержании мира природы);
  • выделении в каждой образовательной области тем, примеров интегративных тем и способов интеграции между областями.

Широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.

Это потребовало усиления деятельностного подхода во всех разделах программы, установления связи между осваиваемым ребенком опытом в процессе образовательной деятельности и опытом собственной жизнедеятельности ребенка. В программе появился подраздел «Организация опыта освоения образовательной области», где приведены примеры мотивации детской деятельности, ситуаций, которые вызывают у ребенка познавательную, продуктивную, творческую активность. В программу заложена идея продуктивности образовательного содержания, которая заключается в возможности широкого отражении осваиваемого образовательного содержания в детской продуктивной деятельности — создании моделей, диафильмов, коллажей.

Содержание программы «Детство» учитывает особенности современной детской субкультуры. Это проявляется в примерной тематике детских сюжетных игр, содержании математических и речевых игр, подборе музыкального репертуара для слушания детьми, подборе содержания диагностических ситуаций.

Современный ребенок ориентирован на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, построение доверительных и равноправных отношений. Поэтому программа «Детство»:

  • ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;
  • показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;
  • показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;
  • приводит примеры опытов и экспериментов, игр, ситуаций, показывает примеры использования проблемных ситуаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.

В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.

Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.

Комплексный и интегративный подходы прослеживаются в программе через установление связей между содержанием и видами деятельности ребенка как внутри каждой образовательной области, так между разными образовательными областями. Этому способствует выделение в программе общих тем, в которых взаимосвязанно представлено разное образовательное содержание. Определение единой тематики стало результатом коллективного творчества всех авторов программы и членов кафедры. Основой для реализации тем является проектный подход к педагогической деятельности, который позволяет педагогу проследить весь путь от определения целей педагогической деятельности до получения ее результатов. В основе проектов лежит проблема, актуальная для решения детьми: «Дома мама и папа, а на работе?», «Как приходит зима?», «Бывает ли настроение разноцветным?», «Дружба начинается с улыбки?» и др. В формулировки тем заложен принцип проблемности и личностной значимости для ребенка, что способствует проявлению и развитию его субъектности.

Содержание современной программы «Детство» ориентировано не на объем информации, осваиваемой ребенком в дошкольном возрасте, а на становление компетентностей ребенка, которые проявляются в способности решать возникающие в деятельности и жизни проблемы ребенка в целом за счет освоенных им умений и способов игровой, познавательной, речевой и других видов детской деятельности. Это ярко проявляет себя в особенностях стиля написания программы, который все более принимает «задачный» характер, раскрывает, какие свойственные возрасту проблемы и задачи решает ребенок в условиях детской деятельности вместе со взрослым, со сверстниками, самостоятельно. Например, «может привлечь сверстников к общению», «экспериментирует в создании образа», «выразительно исполняет литературные произведения» и др.

Происходит обновление подходов к реализации образовательного процесса. Идеи обновления базируются на работах Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, О.Н. Сомковой, А.М. Вербенец, М.Н. Поляковой и др. об использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». Ребенку требуется обогащение и развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования.

В программе «Детство» она решается за счет применения новых форм образовательного процесса, в которых меняется тактика взаимодействия ребенка со взрослым, широкого использования игры как основы построения образовательного процесса.

В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).

Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Дальнейшие перспективы совершенствования программы «Детство» связаны с введением ФГОС дошкольного образования. Это позволяет авторскому коллективу с оптимизмом смотреть вперед, так как основные идеи программы и подходы к ее реализации созвучны положениям, представленным в проекте ФГОС дошкольного образования.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2014 г.