ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

 

Автор — Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА, детский психолог. 

Маленький человечек с первого дня появления на свет начинает узнавать окружающий мир. Ему все интересно, все хочется понять. Он растет,начинает развиваться, чувствовать… Взрослым, которые находятся рядом с ним очень важно знать, как развивается их ребенок, что он чувствует. И помочь в этом может изобразительная деятельность ребенка.

Рисунки ребенка – это рассказ, который выполнен в образной форме.

Его надо только научиться читать. По рисунку ребенка мы можем понять внутреннее состояние маленького человека, мир его переживаний.

Развитие изобразительной деятельности ребенка позволяет судить об общем развитии ребенка (в т.ч. умственном). В данной статье мы остановимся на этапах развития изобразительной деятельности ребенка на примере рисунка человека.

Стадии развития изобразительной деятельности ребенка:

Первая стадия – стадия марания

Первые пробы рисования – это настоящее «марание», «каракули», дитя играет карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда карандаш еще не слушается его, ведет за собой руку часто совсем не туда, куда ему хочется. Но все же его рука оставляет после себя реальный, наглядный след. И это является для него предметом большой гордости.

Будьте рядом с ребенком в моменты его открытий, радуйтесь вместе с ним, обсуждайте его первые шаги.

Вторая стадия – стадия примитивных изображений

Случайная удача «привязывает» ребенка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или человека. У ребенка появляются умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий.

Хвалите ребенка за его старания, помогите увидеть травку, заборчик, яблоко, облако, …

Третья стадия – стадия схематических изображений

Эта стадия начинается примерно с 3-х лет. Ребенок начинает рисовать людей.

Первый рисунок человека у ребенка – это головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различными). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос). Такие головоноги вполне соответствуют норме вплоть до четырехлетнего возраста.

К четырем годам ребенок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.

На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонно положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища.

К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.
Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда).

Реалистическим рисунком с правильным изображение человеческой фигуры ребенок овладевает в младшем школьном возрасте (7-10 лет).