Рубрика — Детская психология
В редакцию пришел вопрос, который хоть однажды задавал себе каждый родитель: «Я бы хотела узнать ваше мнение о том, есть ли необходимость в раннеем развитии детей от 0 до 3 лет, как это влияет на психику маленького человека и что это дает в дальнейшем?»
Отвечает Татьяна Тамбовцева, детский психолог:
Сегодня понятие «ранее развитие» стало очень популярным, а карточки Домана, рамки Монтессори, кубики Зайцева и Никитиных появляются почти у каждого малыша. Что это на самом деле — дань моде, прорыв в обучении или что-то иное?
Почти девять лет назад, когда я загорелась идеей заниматься со своей 7-месячной дочкой, позиция окружающих была однозначной: «Зачем ты лишаешь ребенка детства?» Мол, успеется, в школе все выучит, незачем голову буквами да цифрами забивать. И в чем-то они были правы. Но — обо всем по порядку.
Зачем нужно ранее развитие? Вообще, что оно собой представляет? Это — погружение ребенка в среду большого количества систематизированной информации; это создание таких условий, при которых дитя находится на грани своих умственных способностей, постоянно развивая их, двигаясь по принципу «шаг назад, два шага вперед». И все это — в непринужденной игровой обстановке.
С первых дней жизни малыш учится. И по большей части он учится понимать нас, взрослых. Задумайтесь об этом.
Задачи методик раннего развития — не напичкать чадо энциклопедическими знаниями, а «раскачать» его мозг, научить его эффективно обрабатывать информацию. Кстати, ни в саду, ни в школе этому, скорее всего, не научат — там обычно ценятся действия по шаблону.
Но мы увлеклись и забыли о нашем малыше. Давайте посмотрим, как он воспринимает эти «танцы» с рисунками, цифрами, буквами?
Родители, занимавшиеся с младенцами по методикам раннего развития, замечают большое воодушевление своих чад. Знаете, в чем фокус? Те несколько минут (а поначалу — несколько секунд), что длится занятие, для младенца — моменты единения с родителями. Мама или папа ласково обращаются к нему — только к нему, ни к кому больше! — показывают что-то интересное, завораживающее; внимательно следят за его реакцией, хотят доставить ему удовольствие; искренне хвалят, радуются. Будьте честны с собой: сколько таких минут испытывает младенец в течение дня?
(Важно не передавить, иначе ребенок будет отбиваться от любых попыток обучения до самой школы, а то и дольше. Тише едешь — дальше будешь.)
Моя старшая дочка научилась считать раньше, чем говорить, а читать умела уже в три с половиной года.
Я начала заниматься с ней очень поздно: счетом и карточками Домана — с 7 месяцев, а чтением — с 2 лет. Все началось с нескольких статей в журнале для родителей и с охватившего меня воодушевления. Тогда рынок товаров для раннего развития еще только зарождался, и цены были для меня космическими. Вот и стала все делать сама, по книгам да по статьям из журналов. Обучение счету? Отлично, делаю карточки с точками, с числами; показываю малышке, называю числа. Уже через несколько дней дочка радовала меня, правильно выбирая карточку с названным числом точек. Так и пошло.
Чтение мы с ней начали осваивать по необычному букварю (автор Елена Бахтина). В нем сначала предлагали познакомиться с буквами, с каждой по очереди, но не по алфавиту. «Ж» — жук, «З» — зайка с морковкой, «К» — котик; великолепная находка: «Е» — закрыла глазки, «Ё» — открыла глазки, и так далее. Потом шли странички со складами, где согласные и гласные попарно держались за руки и надо было «подружить» буквы. Освоив склады, мы перешли к кубикам Зайцева, и дело пошло еще веселей.
Надо ли говорить, что в школе моя дочка с самого начала оказалась «впереди планеты всей», как и 2 ее одноклассницы, с которыми родители тоже начали заниматься задолго до школы.
За младшего сына мы с мужем принялись, едва принеся его домой из роддома. Ничего особенного — говорили с ним, повторяли как кого называть, называли ему его имя, предметы вокруг, части его тела. Ему еще не было 2 недель, когда он впервые повторил за нами свое имя, а с 2,5 месяцев вовсю старается вставить свои пару слов в общение.
Когда сыну было 5 месяцев, мы получили набор карточек Домана, и стали их демонстрировать, называя предметы на картинках, по 5-10 штук за раз, в несколько приемов в день. Уже в 6 месяцев малыш начал пытаться повторять названия карточек, появились первые понятные слова («Агне» — сестра Агнешка, «гуга» — гулять, «пихь» — писять), стал говорить «папа», а потом и «мама».
Скоро малышу 8 месяцев, и я могу с уверенностью сказать, что он почти полностью понимает все наши бытовые разговоры — это подтверждает его безошибочная реакция.