ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

эксперт

Развитие эмоционального интеллекта — одна из актуальных тем современного родительского сообщества. О том, как правильно воспитывать и развивать детей, мы поговорили с экспертом — Жанной Рыжой, которая, кажется, об эмоциональном интеллекте знает все. 

— Здравствуйте! Жанна, концепция Вашей сети детских садов «Интересный детский сад» основана на развитии в детях эмоционального интеллекта. А что собой представляет этот вид интеллекта и почему Вы считаете, что его так важно и нужно развивать?

— Эмоциональный интеллект – это умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься. Люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих ровесников. Кроме того, они эффективнее решают конфликтные ситуации и проявляют меньше тревожности.

— Согласна, в жизни если ты умеешь управлять эмоциями других людей, то для тебя нет невозможного. Но почему-то принято считать, что в дошкольном возрасте у детей важнее развивать IQ, про эмоции редко вспоминают. Правильно ли это?

— Как правило, для того, чтобы у ребёнка активно работало левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, запоминание языков и фактов, необходимо развивать правое, отвечающее за воображение и творчество. Не бывает строго лево- или правополушарных детей. Но если так сложилось, что ваш ребёнок отказывается принимать какие-либо знания, ни в коем случае не нужно в него их запихивать против его воли. К 7-ми годам дети выравниваются в знаниях, и не нужно бить тревогу, если ваш ребёнок выбивается из общепринятых норм, таких как «к такому-то возрасту малыш должен знать цвета» или что-то другое.

У каждого своя индивидуальная схема развития, и задача родителей — создать максимально комфортные условия для обучения и следовать за интересами ребёнка. В детском возрасте как раз важнее начать помогать ребёнку учиться понимать свои эмоции и эмоции других людей через специальные игры, ведь в раннем возрасте человека легче всего обучить основам эмоционального интеллекта. Очевидно, делать это просто до тех пор, пока проявление каких-либо эмоций в неподходящих ситуациях не станет привычкой, после работа будет проводиться сложнее.

— Жанна, а с помощью каких специальных занятий можно развить у ребёнка эмоциональный интеллект? И может ли родитель сам заниматься дома по отдельным методикам с малышом?

— Развитие эмоционального интеллекта имеет свои тонкости работы с ребёнком и как по мне, так лучше не экспериментировать и доверить это профессиональным психологам. Не каждый родитель сможет помочь ребёнку идентифицировать эмоцию и рассказать, как ей управлять, ведь у большинства у самих не развит эмоциональный интеллект. Нас с детства всегда учили эмоции в себе подавлять — если радоваться, смеяться и чувствовать себя счастливым было хорошо, то плакать, злиться или бояться — плохо и стыдно. И в компетенции психологов уже через игру, арт-терапию, сказкотерапию и другие занятия научить ребёнка понимать себя и других людей. Более того у каждого ребёнка свой есть свои индивидуальные особенности развития и в зависимости от них выбирается методика.

— А с какого возраста необходимо уже начинать заниматься таким развитием?

— До двух лет ребёнок очень тесно связан с мамой, и в этот период важно то, как протекает их общение. На этом этапе ещё рано подключать профессионалов и я бы посоветовала мамам чаще объяснять ребёнку на самом простом уровне, как те или иные эмоции связаны с какими-то действиями. К примеру, ребёнок дёрнул маму за волосы, необходимо объяснить ему, что маме больно. Или же он зажигательно смеётся, и здесь задача мамы – рассказать ему, почему это происходит. Для нас, взрослых сейчас это представляется очевидными вещами, а дети с самого рождения только учатся познавать этот мир.

— Жанна, а что бы Вы могли посоветовать мамам детей дошкольного возраста для самостоятельных занятий дома?

— Есть очень полезная детская игра, называется «карточки для игры по развитию эмоционального интеллекта». И вот как раз ее я бы посоветовала держать дома, так как она довольна проста в применении и полезна для детей. Эта игра представляет собой набор карт, на которых изображены различные герои, испытывающие ту или иную эмоцию. Например, на одной из них изображена роза, которая плачет. И задача родителя через коммуникацию с ребёнком объяснить, какую по его мнению эмоцию испытывает персонаж, порассуждать, что могло вызвать эту эмоцию, и т. д. На самом деле сейчас существуют самые разные руководства для родителей по развитию эмоционального интеллекта, но опять же я советую доверять это профессионалам.

— А вот вы говорили про арт-терапию, можно ли использовать какие-то методы оттуда?

— Арт-терапия в общем смысле представляет собой сказкотерапию, песочную терапию, а также художественную (рисование, лепка). И какие-то ее отдельные элементы, конечно же, могут применяться дома.

Например, если вашему ребёнку снится страшный сон и там присутствует какое-то выдуманное животное или навязчивый персонаж, маме следует вместе с ребёнком этого персонажа нарисовать и так же вместе его уничтожить – разорвать, закрасить. Таким образом ребёнок выведет этот страх из себя.

Говоря про песочную терапию, то сейчас в магазинах продаётся песочек для домашнего использования и если у малыша есть какие-то страхи, проблемы, мама может вместе с ребёнком смоделировать ситуацию с помощью персонажей там и разыграть ее так, чтобы разрешить проблему, показав, как это выглядит со стороны. Если же говорить про художественную терапию, то через рисунок можно многое рассказать о психологическом состоянии ребёнка. Сейчас можно найти множество книг, помогающих растолковать по рисунку то, что происходит внутри ребёнка. И если же мама выявила какую-то проблему, корректировать самостоятельно дома ее все же не стоит.