ребенок в детском саду

запись в доу

Демократизация и гуманизация жизни дошкольного образовательного учреждения возможны лишь на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителя.

Наступило время, когда основу управления ДОУ должны составлять не только отдельные удачные решения и опыт лучших коллективов. Необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.

Только это поможет найти ответы на вопросы: как выжить в условиях рынка? Какой должна быть организация ДОУ, чтобы между сотрудниками сложились доброжелательные отношения? Как спланировать работу ДОУ и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов?

Менеджмент — искусство управления; процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет действия к общим целям; совокупность принципов, средств, форм и методов управления, применяемых в целях повышения эффективности производства; процесс, в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные) оказывают влияние на действия людей и создают условия для достижения целей.

Педагогический менеджмент — совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом, организации совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей, обеспечения полноценного развития детей с учетом современных
требований общества к личности. В основе педагогического менеджмента лежат маркетинговая деятельность
и мониторинг.

Маркетинг — рынок, сбыт; система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. Аналитическая служба (психологи, социальные работники, специалисты отделов образования) занимается изучением потребностей (спроса) родителей, ребенка, общества, работодателя, молодого специалиста методами анкетирования, тестирования, опроса общественного мнения и др.

Целью рекламной деятельности, на наш взгляд, являются представление альтернативных ДОУ; распространение
инновационного опыта города, края, региона, России, мира путем издания буклетов, проспектов, каталогов, видеоматериалов, научно-практических сборников, статей в специальных журналах, а также организации научно-
методических выставок и ярмарок различного уровня.

Мониторинг — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому
или первоначальным предложениям. Педагогический мониторинг предполагает диагностирование, прогнозирование, планирование, стимулирование, контроль на различных уровнях дошкольного образования.

Модернизация систем управления нашего дошкольного учреждения (МКДОУ ЦРР — детский сад «Малыш») сформирована на основных принципах педагогического менеджмента:

  • оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;
  • единство единоначалия и коллегиальности в управлении;
  • рациональное сочетание прав, обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроля;
  • осуществление научного подхода в управлении, преодоление формализма;
  • сочетание гибкости, динамичности управления всей системой ДОУ и его отдельными связями;
  • сочетание государственных и общественных начал, расширение самоуправления;
  • опора на достижения научной организации труда.

Во главе ДОУ стоит директор, которому подчинены пять служб:

  1. консультативно-методическая,
  2. психоло-гическая,
  3. оздоровительная,
  4. социально-педагогическая,
  5. художественно-эстетическая.

Консультативно-методическая служба — это творческий коллектив, в состав которого входят директор, заместитель директора, старший воспитатель. Эта служба осуществляет следующие функции:

  • организация эксперимента, планирование работы на основе таких принципов, как научность, прогностичность, актуальность, оперативность;
  • разработка проектов воспитания и образования детей, создания благоприятных социально-психологических
    условий их личностного становления;
  • создание альтернативных программ, технологий обучения и воспитания детей;
  • обобщение инновационных технологий;
  • издание научно-методических пособий, обобщающих передовой педагогический опыт;
  • организация педагогического родительского всеобуча;
  • оказание методической помощи и психологической поддержки работникам дошкольного учреждения.

В психологическую службу входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеды, которые осуществляют:

  • комплексное диагностирование уровня развития детей, профессиональной подготовленности педагогов,
    материальных условий воспитания детей;
  • разработку методических рекомендаций по коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии;
  • анализ результатов психолого-педагогического мониторинга, отражающих объективные данные о развитии
    детей, объективных причинах отклонений и предложения по внесению оперативных корректив;
  • анализ запросов ребенка, семьи.

В оздоровительную службу входят медицинские работники ДОУ, инструктор по физической культуре, воспитатель
КБЖ, педагог-эколог. Они занимаются

  • созданием условий для нормального физического развития детей;
  • профилактикой, диагностикой, реабилитацией нарушений в физическом развитии детей;
  • формированием у детей представлений о здоровом образе жизни, пополнением знаний по экологии человека, диетологии, гигиене, санитарии и т. д.;
  • апробацией и внедрением нетрадиционных методов лечения, профилактикой физического развития (арт-
    терапия, фитотерапия, аэротерапия, профилактика ОРЗ, легочных заболеваний при помощи люстры Чижевского
    и др.);
  • медико-валеологическим просвещением родителей;
  • организацией участия семей в спортивно-массовой работе.

В социально-педагогическую службу входят социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели, которые осуществляют:

  • апробацию и внедрение современных форм и методов дифференцированной социальной работы с многодетными, неполными, полными семьями, проведение семейной терапии;
  • разработку методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;
  • оказание социально-педагогической помощи работникам дошкольного учреждения.

В художественно-эстетическую службу входят музыкальные руководители, воспитатель изобразительной деятельности, хореограф. Данная служба регулирует процесс образования, создания и функционирования следующих кружков, студий:

  • «Пластилинография» (барельефная лепка);
  • «Разноцветная палитра» (изостудия);
  • «Волшебная иголка» (вышивание);
  • «Оригами»;
  • «Маленькие сударушки» (фольклор);
  • «Театр и мы» (музыкально-театральная студия)
  • «Капельки» (вокально-хоровая студия).

Для взрослого населения района (в том числе педагогов других образовательных учреждений) специалистами службы оказываются образовательные услуги в форме консультаций, семинаров, клубов общения, родительских гостиных по запросам и потребностям населения.

Основными компонентами системы управления являются директор, его заместители, педагоги, родители.

Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Любая работа начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования в нашем дошкольном образовательном учреждении заключается в выработке единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями —  с другой.

Основные задачи планирования:

  1. Обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей
    дошкольного возраста.
  2. Вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива.
  3. Определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей.
  4. Воспитание ответственности каждого члена коллектива.

Для успешной реализации цели и задач планирования необходимо руководствоваться принципами научности,
оптимальности, комплексного подхода, перспективности, систематического подхода и коллегиальности.
В практике работы ДОУ используются перспективные (годовые, пятилетние) и оперативные (квартальные, месячные,
ежедневные, календарные) планы.

На сегодняшний момент апробированы разные формы планирования: графическая, схематично-блочная, комплексная, циклограммно-сетевая, текстовая и комбинированная.

Наше ДОУ придерживается следующей технологии планирования работы учреждения на год.

  1. Педагогический анализ деятельности ДОУ за предыдущий год.
  2. Определение достигнутого уровня развития коллектива ДОУ, формулирование целей и задач на новый период.
  3. Выявление путей решения поставленных задач и направлений дальнейшего развития коллектива.
  4. Корректировка структурной формы плана и определение ответственных за составление каждого раздела.
  5. Комплектование творческих групп по разработке разделов плана; инструктаж участников творческих групп;
    проведение анкетирования воспитателей с целью изучения их мнения об актуальных направлениях работы ДОУ; планирование группами разделов плана.
  6. Обсуждение проекта плана.
  7. Координация плана руководителем ДОУ.
  8. Утверждение плана работы ДОУ на заседании педагогического совета.

Как показывает практика, квалифицированное составление плана — одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ. Позитивным моментом модернизации системы управления можно считать открытость МКДОУ «Малыш» социально-образовательной инфраструктуре города. Это позволяет осуществлять воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения ребенка к себе, окружающим людям и природе, развитой, свободной и позитивно настроенной личности.

ДОУ не может быть только образовательным учреждением — это социально-педагогический комплекс, решающий следующие задачи.

  1. Педагогизация социальной среды.
  2. Социальная и педагогическая компенсация условий полноценного развития личности каждого ребенка.
  3. Разновозрастное сотрудничество.
  4. Социальная профилактика.
  5. Социально-педагогическая работа с семьей.
  6. Организация семейного культурного досуга.
  7. Медицинское просвещение, правовое консультирование.
  8. Психолого-социальная коррекция.
  9. Педагогический родительский всеобуч.

Наше дошкольное учреждение тесно сотрудничает с культурными, образовательными, общественными организациями Екатеринбурга. Нами были организованы следующие формы совместной деятельности.

  1. Научно-методической направленности: презентации авторских программ, круглые столы, научно-практические
    конференции, семинары, деловые игры по актуальным проблемам современного дошкольного образования
    совместно с кафедрой дошкольной педагогики УрГПУ.
  2. Художественно-эстетической направленности: передвижные выставки, литературно-музыкальные гостиные, вернисажи детских работ, театрально-хореографические постановки и т. п. совместно с артистами театра, работниками музеев, младшими школьниками.
  3. Спортивно-оздоровительной направленности: соревнования, эстафеты, олимпиады, семинары-практикумы по
    оздоровлению сотрудников ДОУ (проект «Здоров будешь — все добудешь!»), встречи с сотрудниками ГИБДД.
  4. Благотворительно-общественной направленности: музыкально-литературные композиции «Дети планеты —
    за мир!», «Весенняя неделя добра»; экологические десанты «Мы за чистый город», «День Земли», «День воды»
    и др.
  5. Социально-психологической направленности: клуб семейного общения, родительские гостиные, недели открытых дверей, семейные посиделки и др.

Таким образом, социально-образовательная деятельность ДОУ способствует созданию среды, в которой дети более успешно реализуют себя, содействует улучшению условий пребывания ребенка в ДОУ, активному взаимодействию социума и личности.

Основные функции педагогического менеджмента (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, анализ, стимулирование) лежат в основе разработанной нами системы контроля за образовательно-воспитательным процессом ДОУ. Ее основные направления — развивающее, обучающее, воспитывающее, диагностико-корректирующее, контролирующее — реализуются через следующие формы и методы контроля.

Формы контроля:

  • фронтальный,
  • тематический,
  • оперативный,
  • сравнительный,
  • предупредительный,
  • предварительный,
  • текущий,
  • рубежный,
  • заключительный.

Методы контроля:

  • графический метод анализа и диагностики уровня развития детей, уровня профессиональной деятельности педагогов;
  • тестирование, анкетирование;
  • наблюдение за ходом педагогического процесса;
  • опросники;
  • беседы с воспитателями, детьми, родителями;
  • общение с родителями, сотрудниками, детьми;
  • видеометод, ТСО;
  • изучение детских работ;
  • заслушивание отчетов педагогов;
  • анализ документации, дидактического оборудования,  предметно-развивающей среды;
  • метод статистической обработки данных.

Главными объектами контроля являются воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и его результаты — уровень развития и воспитанности детей. Важная задача специалиста по менеджменту при реализации контрольной функции — обработка, упорядочение поступающей информации, ее анализ и оценка. Необходимо разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить с точки зрения их влияния на ход и результаты образовательного процесса и только затем принять наиболее правильные, обоснованные и оптимальные решения.

Именно поэтому необходимо выполнить ряд важнейших условий рациональной организации контроля:

  1. Генерализация предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемого
    ДОУ, т. к. чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой в его ходе информации. Необходимо
    не только вычленить приоритетные направления контроля, но и четко определить характер, глубину, объем,
    сроки, ответственных за организацию контроля.
  2. Интеграция подразумевает объединение усилий педагогического и родительского коллективов, общественных организаций в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права менеджера образовательного процесса на координацию этого контроля.
  3. Гуманизация всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.
  4. Индивидуализация контроля требует от менеджера образовательного процесса сосредоточить внимание на
    учете индивидуальных особенностей личности педагога (темперамент, интересы, тип мышления, волевые качества и др.), выборе форм, методов контроля, характера методических рекомендаций на основе индивидуальных особенностей педагога.
  5. Дифференциация предполагает зависимость уровня контроля от результатов работы всего педагогического
    коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации.
  6. Плановость, т. е. все мероприятия по контролю должны быть спланированы. Опыт показывает: наиболее эффективным является комплексное планирование контроля в виде таблицы.
  7. Системность контроля означает его постоянство, цикличность.
  8. Гласность подразумевает, что члены коллектива должны знать, что, когда, у кого будет проверяться; должны
    знать об итогах контроля с соблюдением норм корректности, такта, объективной принципиальности.

В ДОУ разработан практический материал по организации контроля в форме методического сборника «Контроль в ДОУ».

В заключение хочется отметить: педагогический менеджмент как специальная творческая деятельность базируется на принципах научного управления. Воспитание и обучение как объекты менеджмента всегда носили и носят целенаправленный характер, и, соответственно, управление ими — тоже.

Педагогический менеджмент — это процесс, который требует постоянного обновления, совершенствования при творческом взаимодействии ученого и практика с целью обеспечения оптимального функционирования ДОУ, создания благоприятных условий для развития и становления растущего человека. 

Автор — Г. А. Демина

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (январь, 2013).