Вопрос: Моему сыну 3 года 8 месяцев. Ходим в детский сад две недели, и каждый день хуже предыдущего. Ребенок дерется, отбирает игрушки у других и совершенно не слушается воспитателей. Во время тихого часа никому не дает спать. Его наказывают, сажают на стульчик. За этим следует: «Я больше никогда так не буду делать». И как только ему разрешают встать, все с начала.
Мы дома с ним пытались поговорить, расспросить, но вместо каких-либо объяснений он опять: «Я больше так никогда не буду, я буду всегда хорошим!». И опять одно и то же. Мы не можем понять в чем дело, почему такая реакция, ведь он хочет в детский сад, ему там нравится и даже просится туда. Все выходные спрашивает, когда понедельник, а по утрам даже будить особо не надо — сам выбегает: «Давайте одеваться в сад!». А там все в один голос кричат: «Караул».
Раньше во время прогулок на детской площадке он, конечно, бывало, мог игрушку отнять. Но чтобы бить или валить на землю других детей — не замечали никогда.
У нас дома второй малыш, ему годик. Конечно, ему больше внимания достается. Я вот думаю, может он и в садик хочет, что думает, там будут только с ним. А там группа 20 человек. Вот он и буянит? Но это только мои мысли. Помогите, пожалуйста! Что делать? Елена
Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте, Елена! Читая Ваше письмо, чувствуется беспокойство за сына, желание ему помочь. Давайте смотреть, что вы можете сделать. Исходя из письма, у Вашего сына высокая степень внутреннего напряжения. Именно поэтому он дерется и не слушается. С чем это может быть связано:
Адаптация к детскому саду
Несмотря на то, что ребенок хочет идти в сад, для него эта ситуация новая. К ней надо привыкнуть: что в группе много детей, что есть воспитатели, которых надо слушаться, что правила не совсем такие как дома, то, что целый день нет возможности побыть одному, делать то, что хочется и прочее. На это необходимо время! Пока ребенок привыкает, он испытывает состояние стресса, которое вызывает напряжение.
В этом случае Вам необходимо просто ждать, пока ребенок привыкнет. Помогать ему, быть рядом. Обязательно, забирая его из сада, обнимите, поцелуйте, узнайте как настроение, одним словом – наладьте связь с сыном.
Полезно поговорить с воспитателями, узнать режим дня и правила, для того, чтобы дома создать похожие условия (на период адаптации). Также постарайтесь узнать, что конкретно делает ребенок, за что его наказывают, узнайте причины конфликтов. Может быть, Ваш сын просто не умеет договариваться с другими детьми, или у него отбирают игрушку, а он не знает как себя защитить. Тогда можно говорить о том, что нужно формировать навыки общения. Это задача воспитателей – учить детей общаться, договариваться, решать конфликты, организовывать совместные игры. Конечно, им сложно, ведь на одного воспитателя – 20 человек. Наверняка, в саду есть психолог, поговорите с ним — может быть, он проведет какие-то индивидуальные занятия.
Появление второго ребенка
Рождение второго ребенка – это всегда стресс для всех членов семьи. А для старшего сына, тем более. Ведь до этого он был один, все внимание – ему, все игрушки – его, мама – только его. Конечно, это сложно принять. Когда младший подрастает, он начинает везде ходить, все брать, везде лезть. Это новый виток стресса для старшего, ведь младший берет его игрушки, мешает играть. Да и внимания маминого намного меньше, чем раньше. Это также приводит к стрессу.
Что можно сделать:
1. Обнимайте старшего как можно чаще. И не за что-то, а просто так. Он сидит, играет, вы, проходя мимо, поцелуйте его, скажите, как вы его любите, как счастливы, что у вас есть такой сын.
2. Стройте отношения общности между детьми. Например, замечайте, чем они похожи. Когда ты был маленький, ты также забавно надувал губки, когда обижался. Посмотри, у него такие же глаза, как у тебя! Когда дети ощущают, что они похожи, они вместе, они становятся ближе друг к другу, а того, кто тебе близок и дорог, не будешь обижать и на него злиться долго не получится.
3. Вспомните, как мы умиляемся маленьким котятам, щенкам. Их хочется согреть, погладить, накормить, то есть проявить к ним добрые чувства. Сравнивайте младшего ребенка с маленьким котенком, вызывая в старшем желание умиляться, защищать, проявлять заботу по отношению к младшему. Например, посмотри, как он смешно сидит, как маленький котенок. К тому, кто слабее нас, не хочется проявлять злость, их хочется защищать.
4. Озвучивайте все, что вам нравится в поступках старшего сына. ПОСТОЯННО! Как здорово, что ты уже проснулся! Как мне приятно, что ты почистил зубы! Спасибо, что так быстро оделся! Таким образом, ребенок будет чувствовать ваше внимание, что он важен для вас.
Все вместе будет способствовать тому, что психологическое напряжение будет снижаться. И поведение вашего сына будет меняться в лучшую сторону.
Что еще можно сделать:
- Учить саморегуляции. При этом необходимо учитывать, что самоконтроль только начинает развиваться у вашего сына. Поэтому сдерживать свою злость ему очень сложно. Формирование самоконтроля и саморегуляции – это длительные процессы, но помочь ребенку в формировании этих качеств можно. Этому способствуют любые коллективные игры с правилами, лучше подвижные: гуси-лебеди, кошки-мышки, прятки, салочки, вышибалы и другие.
- Очень полезно озвучивать сыну свои чувства и его: я злюсь, я расстроена, я рада, мне обидно. Ты злишься? Тебе обидно? Это поможет ребенку лучше разбираться в том, что происходит с ним и с окружающими. Это полезный навык для общения, решения конфликтов. Ведь гораздо лучше сказать: «Я злюсь, мне обидно, что ты забрал у меня машинку! Отдай!», чем отбирать и драться.
- Очень полезно ходить в бассейн, сделать массаж. Все это снимает напряжение.
Помните, для преодоления трудностей Вам потребуется время и терпение. Будьте последовательны. Удачи!