Вопрос: Помогите знаниями в моём случае. Нам 3 года 3 месяца. Мы во второй младшей группе. Вместе с нами дети, которым четыре исполнится в ноябре или уже исполнилось в сентябре-октябре. Следовательно, у нас постоянный разрыв в возрасте примерно 8-10 месяцев. На мой взгляд, это существенно. У ребёнка нет друзей, отбирают игрушки. Хотя сам по себе он активный, придумывает игры, шутки. Переживаю, что ребенка обижают в детском саду.
Правильно ли я полагаю, что дело в возрасте, а не в темпераменте? Как это проверить? Заранее спасибо. Ольга
Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте, Ольга. К сожалению, в Вашем письме очень мало информации, чтобы дать конкретные рекомендации (непонятно, какой темперамент у Вашего ребенка, как долго ходит в детский сад и так далее).
Однако, давайте попробуем разобраться.
Вообще, то, что Ваш ребенок младше всех в группе, само по себе не плохо для его развития. Так как если есть более старшие дети, то младшие многому от них учатся. На этом принципе построены многие развивающие системы, в которых специально формируются разновозрастные группы.
Если ребенок в группе самый старший, то это хорошо для развития его самооценки. Ведь он лучше других умеет делать разные вещи, более развитый, знающий и так далее. Но, с другой стороны, не за кем стремиться, что может не лучшим образом отразиться в целом на развитии.
Также, если в школу он пойдет со своим возрастом, неизвестно, как выдержит конкуренцию со сверстниками. Ведь в саду он привык к другой ситуации – он самый старший и знающий, и умеющий.
Причины того, что у ребенка нет друзей, у него отбирают игрушки могут быть разные:
- Если Ваш ребенок ходит в детский сад с сентября, а группа с прошлого года (то есть уже сложившийся коллектив), то ему действительно сложно сразу войти в группу. Да еще и адаптация к саду.
- Возможно, воспитатели, по каким-то причинам, не формируют в группе навыки общения, решения конфликтных ситуаций. Дети получаются предоставлены сами себе. И тогда, как правило, они используют примитивные методы общения: кто сильнее, тот и взял игрушку. Конечно, ни о какой дружбе в такой системе говорить не приходится. И, соответственно, в таком случае проблема ни в разности возраста, а в атмосфере в группе, в личностях воспитателей.
Для того, чтобы принять решение, сходите в детский сад, пообщайтесь с воспитателями, погуляйте вместе с детьми , понаблюдайте как дети общаются друг с другом, как воспитатели общаются с детьми, как Ваш ребенок себя чувствует в этой группе.
Конечно, где будет лучше Вашему сыну сможете понять только Вы сами, а поможет Вам в этом Ваша материнская любовь. Удачи!