ребенок в детском саду

Детская психологияРубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. Меня беспокоит поведение моей племянницы. Девочке почти 4 года. За последний год ее поведение сильно изменилось. Раньше она ходила и все время повторяла, что она «красавица» и «принцесса», теперь все все время повторяет, что она «плохая», говорит что плохо все делает («Я плохо нарисовала…» ). Не смеется, не идет на контакт со сверстниками. Мало чем интересуется, кроме мультфильмов про «принцесс» и «белоснежек». Уже несколько месяцев место ее игр, это маленький темный уголок в квартире под лестницей.

А ситуация в семье такая. Ей 4 года. Маме 37 лет. Старшей сестре 17 лет. Было дружная и очень обеспеченная семья, хорощо жили и много путешествовали. Но когда девочке исполнилось 1 год и 6 месяцев, папа (47 лет) ушел из семьи к молодой любовнице и уехал за границу. Мама была вынуждена выйти на работу, чтоб содержать детей. Год с девочкой сидела бабушка. А в сентябре 2009 года девочка пошла в сад. Приводят в сад ее раньше всех, и оставляют до поздна, это связано с маминой работой. В выходные Мама с ней толком не играет, не занимается и гуляет, только водит по магазинам. Несмотря на то, что живут они за городом в 3-х этажном доме, в котором есть детская комната, большая гостинная, небольшой участок и много игрушек, девочка постоянно сидит одна под лестницей. Ведь ее выбор о чем говорит? Что-то с ней происходит?

Будьте добры, прокоментируйте ситуацию, посоветуйте как можно им помочь?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Прокомментировать – запросто. Начнем с того, кем Вы приходитесь девочке, о которой пишете. Тетей? В Вашем письме много недовольства и осуждения ситуации – Вы, видимо, находите действия родителей девочки неправильными. Чем Вы недовольны?

Тем, что зять подло изменил Вашей сестре, бросил ее и детей – он плохой. Тем, что сестра Ваша не уделяет достаточного, на Ваш взгляд, внимания дочке – она, получается, тоже плохая.

И вот еще, характерная фраза в конце письма – Вы хотите «им помочь», но, видимо, не решаетесь что-то предпринять самостоятельно и просите совета.

А какова Ваша роль в описанном сюжете? Что Вы делали раньше и делаете сейчас, общаясь с ними?

У меня создалось такое впечатление, возможно, ложное, что после отъезда отца девочки Вы поставили на их семье большой жирный крест, и теперь там ничего хорошего происходить уже не может.

А может быть, это всего лишь иллюзии?

И что Вам мешает в выходные брать малышку на прогулку, в театр, в парк, на природу или просто к себе домой? Можно уделять ей столько внимания, сколько Вы считаете необходимым.

Посмотрите на ситуацию из сегодняшнего дня, без ссылок на прошлое. Что бы там, в прошлом, ни происходило, оно уже уплыло по реке времени далеко от Вас. Сейчас перед Вами семья сестры с работающей (и, надо думать, зарабатывающей) мамой и двумя дочками, живущая в хороших условиях. По Вашему описанию, младшей девочке не хватает внимания близких, а возможно, просто их веры в то, что все в семье складывается благополучным образом.

Взрослых вокруг малышки много: есть бабушка, Вы, старшая сестра. Кто из вас может забирать девочку из садика пораньше?

Не теряйте времени даром, просто сделайте сами, что можете, чтобы жизнь Вашей племянницы стала интереснее. Отпустите прошлое – все свои обиды и разочарования.

Посадите их на кораблик и пустите вниз по речке, пусть плывут себе вдаль. «Есть только миг между прошлым и будущим», вот и сосредоточьтесь на текущем моменте. Ваша власть в том, чтобы сделать этот миг для себя счастливым. Если Вы ощущаете радость, то люди, находящиеся рядом с Вами, тоже будут радоваться. Понимаете?