ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Добрый день. Нашему сыну 1 и 2 месяца. У него возникает странная реакция на слова «Ай-ай-ай» и «нельзя». Например, сует руки в розетку — мы говорим «Ай-ай-ай», он все понимает, довольно улыбается, издает победный клич и продолжает совать их еще глубже. «Нельзя» мы только недавно ввели, т.к. хотелось избежать каких-то негативных слов в воспитании. Скажите, пожалуйста, может быть стоит ввести какой-то заменитель этих запрещающих слов? Заранее спасибо. Мария.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Очень рада, что вы стремитесь к позитиву в воспитании (наверное, и во всем остальном). Это выводит людей на самые лучшие и высокие уровни их жизни просто-таки семимильными шагами. Так держать! – вот мое пожелание Вам.

Запреты вообще – вещь весьма неоднозначная. Вспомните хотя бы историю про Адама, Еву и яблочко. Когда запрет просто исходит от авторитетного лица и никак не объясняется, и человек не может попробовать, что будет, если запрет этот нарушить, он попадает в достаточно сложную ситуацию. С одной стороны, он честно старается выполнить указание того, кого он любит и кому доверяет. С другой стороны, после сообщения о запрете, внимание человека невольно (т.е. подсознательно) сосредотачивается именно на запретном предмете или действии, начинается внутренняя борьба, которая отбирает массу душевных сил и способна испортить и настроение, и общий жизненный настрой на весьма продолжительное время. Собственно, борются в человеке два мотива: доверие к авторитету и естественная любознательность.

Уходя в вопрос глубже, уже с философской точки зрения, за естественной любознательностью скрывается вполне нормальное стремление человека проверить все на личном опыте, получить чистое знание, пережив его, прочувствовав и сделав собственные выводы. Кстати замечу, что именно такой путь получения информации дает истинные знания, все остальное – обучение, советы, рекомендации, сообщения людей – дает «не свое», чужое знание на уровне не подкрепленных практикой убеждений, это весьма зыбкая структура, не очень полезная и для внутреннего мира, и для саморазвития человека.

Какая нам польза от всех этих рассуждений?

А вот какая: предоставим ребенку возможность получить истинное знание, т.е. позволим ему получить свой опыт там, где можно. Для этого надежно обезопасим все те опасные места, где мы не хотим давать ребенку получить опыт. На розетки ставим заглушки – они сейчас выпускаются просто замечательные, никакой малыш не снимет. Все другие потенциально опасные места тоже изолируем, перекрываем к ним доступ. Надежно! Оставить открытыми можно только те возможности, где опыт не принесет ребенку вреда, а даст лишь понятное предупреждение – неприятно, я не хочу так больше делать.

Ведь ребенки – они такие, неустанно испытывают свои границы, а можно ли это сделать? а что будет, если я сделаю так? а что скажут мама и папа, если я…? И это очень хорошо, малыш учится ежесекундно. Пусть он получает свой опыт в безопасной, доброй, доверительной обстановке, где ему доверяют и где он доверяет, где царит любовь и уважение.