Вопрос: Здравствуйте. Моей дочери 4,4 года. Пошли в детский сад. В самом саду ей нравится играть, заниматься. Прихожу забирать — она очень довольна. Но с едой и расставанием у нас проблема. Она вызывает рвоту, если ей не нравится пища. Я уже начала ее кормить дома, а потом отводить в сад только на занятия.
Теперь она вызывает рвоту потому, что не хочет, чтобы я уходила. Мы уже вторую неделю так ходим. Приходим до сада, ее рвет, и потом она идет играть. Алена.
Отвечает детский психолог Зиновьева Екатерина, kamalovak@mail.ru
Алёна, понимаю Вашу тревогу, так как ситуация на первый взгляд необычная. Но на самом деле не такая уж и редкая.
Судя по тому, что вы написали, Ваша дочь использует рвоту в качестве протеста. Кто-то устраивает истерики, кто-то дерется, а у вас так.
Когда дети протестуют, им очень важно, чтобы их услышали, чтобы взрослые увидели за негативным поведением ребёнка его потребности или желания.
- Первое, что в таких случаях стоит делать – сказать ребёнку, что вы видите, чего Вашей дочери не хочется.
«Я понимаю, ты не хотела есть кашу в садике», «Я вижу, что тебе грустно от того, что я должна уходить» и так далее.
- Если Вы можете предоставить ребёнку выбор, который будет учитывать его потребности и желания, предоставьте его.
Например: «Если ты не хочешь есть кашу, которую тебе дают в садике, ты можешь съесть то, что я принесла тебе с собой из дома». Или «Если ты не хочешь есть кашу в садике, ты можешь ее не есть, но тогда тебе придётся ждать еды до обеда». Заранее договоритесь с воспитателем в саду, чтобы не заставлял ее есть. Это более жесткий вариант, но он демонстрирует ребёнку последствия его выбора более наглядно, чем объяснения, уговоры и предупреждения.
С прощанием сложнее. Тут выбор не предоставишь, протестовать бесполезно, придется с маминым уходом смиряться. Поэтому выразите свое сожаление о том, что вам придётся с дочкой расстаться, пожалейте ее, но о своем уходе говорите твердо.
А вот теперь главное. Когда дочка вызывает рвоту, она получает взамен очень много Ваших эмоций, внимания, направленного именно на нее. Вам страшно, стыдно, Вы переживаете, ругаетесь, обсуждаете с ней ее поведение, просите её. Вы постоянно включены в нее. А ей, видимо, очень не хватает Вашего внимания, активного, включенного интереса в ее дела, мысли и чувства. И она добирает его таким способом.
Что же делать, чтобы эту ситуацию изменить? В первую очередь успокойтесь сами, не придавайте происходящему большого значения. Не обсуждайте это с дочкой, игнорируйте. Если игнорировать невозможно, комментируйте ситуацию коротко и безэмоционально: «Да, я видела, тебя вырвало».
Учите ее говорить о том, что ей не нравится и неприятно, открыто, словами: «Если ты не хочешь кашу, скажи Марье Ивановне об этом». Каждый раз, когда она говорит о своем нежелании чего-либо есть, делать, хвалите ее: «Ты сегодня смогла сама сказать о том, что не хотела есть кашу и тебя не рвало! Ты большая молодец! Ты смогла справиться с этой ситуацией по-взрослому!».
Ищите способы активного взаимодействия с дочкой, чтобы она могла получать Ваше внимание другим, позитивным способом.
Гуляйте вместе, занимайтесь творчеством, спортом, танцуйте, играйте в настольные игры, готовьте вместе, читайте и обсуждайте книжки. Ребенку в возрасте 4-5 лет нужно не так уж много активного внимания от родителей. Всего 30-40 минут в день. Но чтобы мама или папа были с ребёнком полностью, без отвлечений, телефонов, других гаджетов.
Уверена, у Вас все получится, и скоро об этих неприятностях Вы и вспоминать не будете.