Все большему и большему количеству современных детей ставят диагноз «задержка развития речи». Отчасти это связано с теми нововведениями, в которых нет места для совершенствования речевой культуры. Стремление исключительно к улучшению технического оснащения детского сада не всегда приводит к нужному результату – развитию ребенка. Без должной работы воспитателя ребенок будет развиваться гораздо медленнее и однобоко. Работа настоящего воспитателя практически постоянно связана с общением, а значит, и с речью.
Речь воспитателя, как и все его действия и поступки, являются неким образцом для подражания дошкольников, поэтому крайне важно обратить особое внимание на нее. Однако речь воспитателя только тогда может являться образцом, если она сама безупречна.
Для начала следует осознать, какие основные требования можно предъявить к речи воспитателя.
- Во-первых, смысл речи должен соответствовать конкретному уровню дошкольника.
Например, дети трех лет понимают в речи только факты, без каких-либо отступлений. Наоборот, эти отступления только мешают им для нормального восприятия смысла («Саша, не трогай окно», «Витя, не пиши на картине»). Детям постарше в содержание речи можно добавлять обороты, которые могут самого дошкольника привести к самостоятельному выводу («Лена, если будешь пачкать пол, его придется снова мыть», «Ксюша, если ты бросишь стакан, он может разбиться на осколки, которые могут поранить»).
- Во-вторых, воспитатель должен составлять грамматически грамотные предложения.
Например, фразы типа «не ложи сюда книгу» вместо «не клади сюда книгу» или «Лена, ты обратно стала капризничать» построены не по правилам русского языка. Дошкольники очень чутко реагируют на все речевые обороты, которые они слышат из уст воспитателя, и впитывают их, словно губка.
Кроме того, необходимо с самого детства приучать к правильному произношению, а также соответствующе ставить ударение в слове. Быть может, тогда пресловутое «звОнит» исчезнет из лексикона наших людей. В подготовительных группах возможны даже специальные занятия, на которых дети будут обсуждать наиболее часто употребляемые выражения, в которых многие люди совершают ошибки. Все это помогает строить культуру речи маленького человека.
- В-третьих, желательно использовать средства для усиления выразительности речи.
Речь воспитателя может быть монотонной и в таком случае она не будет восприниматься дошкольником соответствующе. Например, при вялом аппетите детей слова «Таня, жуй быстрее, что ты так возишься» только усилят невосприимчивость ребенка к словам. И наоборот, добавив эмоциональной окраски в речь можно достичь потрясающих результатов. «Дети, а вы заметили, какая сегодня вкусная каша? Лена, ты сегодня такая умница, очень аккуратно кушаешь». В таких случаях обычно похвала действует ободряюще на того человека, кому она предназначена, а также стимулирующе на всех остальных детей. Дошкольники начинают показывать воспитательнице, что они тоже умеют быстро и аккуратно кушать.
Выразительная речь служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, которое должно вызвать у маленького дошкольника живое представление и окажет сильное эмоциональное воздействие.
Кроме того, эмоциональная сторона речи воспитателя повышает культуру слушания, а также воспитывает у дошкольников желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог. Желательно также по возможности не допускать до занятий с детьми педагогов с дефектами речи (сюсюканье, картавость, шепелявость и так далее). В случае наличия таковых, крайне желательно избавиться от них с помощью совместной работы с логопедом, а также личных тренировок.
- В-четвертых, воспитатель должен постоянно поправлять дошкольника в случае неправильного употребления им речевых оборотов.
Речь воспитателя порой неотделима от речи ребенка. «Вчера будет пятница» — говорит дошкольник. Воспитатель подправляет его и обязательно произносит правильный вариант вслух. Ребенок вслушивается в речь воспитателя. Именно так формируются правильные навыки точного употребления слов. Особенно хорошо проводить такие беседы на основе событий в мире природы: «Листья пожелтели. Ветер дует. Прошел дождь. Скоро выглянет солнце.»
В зависимости от того, насколько развиты дошкольники, воспитателю следует периодически добавлять новые для детей слова, при этом объясняя их смысл. Например, описывая картину, где изображена кормушка с птицами, воспитатель сначала должен задавать более легкие вопросы: «Кого вы видите на картине? Что делают птицы?» И только потом можно узнать, знают ли дети, что такое кормушка. «Кормушка так названа, потому что птицы в ней кормятся. Кормушки изготавливают для тех птиц, которые остаются зимовать. А каких птиц вы видели зимой?». Таким образом, нужно не просто научить ребенка заучивать слова, а подробно объяснять ему их смысл.
Итак, проводя основную часть времени с педагогом, именно на речь воспитателя ребенок главным образом ориентируется при произношении. Более того, дошкольники копируют даже интонации, в зависимости от уместности описываемого события. В этом ему помогают примеры ярких эмоциональных рассказов или бесед. В свою очередь, воспитатель должен постоянно следить и при необходимости совершенствовать свою речь.
Автор — Наталия Титова.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru