Автор — Надежда Михайловна Пестрякова, воспитатель ГОУ Начальная школа – детский сад № 1835, г. Москва.
В статье собраны практические рекомендации родителям детей, собирающимся в школу: как развить речь ребенка, а также сформировать навыки коммуникации, не потратив слишком много сил и времени. Речевые игры универсальны — в них можно играть в дороге: в детский сад и домой, в поездках и походах в магазин. Предлагаемые речевые игры весьма просты и понятны, они интересны и увлекательны не только для детей, но и для родителей.
Ребенок собрался в школу. Конечно, нам хочется, чтобы он успевал по всем предметам, легко усваивал материал,
хорошо читал, мог рассказать о чем-то, убедить в своих знаниях учителя. Кроме того, любому школьнику необходим опыт речевого общения, ведь он следующие лет 10–15 (школа, колледж, институт) будет вовлечен в активную речевую жизнь. Взрослеющий человек должен доказывать свое мнение, объяснять решение задач, отвечать развернуто на вопросы учителей. Ему просто необходимо умение изъясняться понятно, точно, правильно.
Многие проблемы можно решить уже сейчас, в старшем дошкольном возрасте, используя самое действенное средство
и любимое занятие любого ребенка – игру. Многие мамы и папы могут возмутиться: «Когда? Где найти время еще и на
это?», но не стоит отчаиваться, главное – желание! Так, к сожалению, устроена наша жизнь, что большую часть дневного времени большинство из нас, и дети тоже, проводят в транспорте. Дорога в детский сад, на разные кружки и секции, на дачу, к бабушке бывает очень утомительной даже для взрослых. Что же говорить о детях? Тем более что в транспорте обычно ограничена и двигательная активность, и играть можно не во все, что хочется ребенку. Почему бы
не научить ребенка с пользой проводить даже это, казалось бы, безнадежно потерянное время?
Итак, нам нужны занятия, которые:
- развивали бы речь ребенка;
- нравились детям;
- не пачкали транспорт;
- не раздражали водителя и пассажиров;
- не усиливали бы эффект укачивания, как, например, книги;
- не требовали бы различных приспособлений и больших затрат.
В нашей семье инициаторами подобного времяпрепровождения выступили сами дети. Старший сын предложил играть
в загадки. Правила очень простые: один человек придумывает и загадывает, остальные отгадывают. Кто первый отгадает, тот загадывает следующую. Дети быстро поняли, что набор классических загадок быстро кончается, и их все знают. Они начали заниматься творчеством. Вот некоторые «шедевры» устного детского творчества:
Сначала две, потом одна (брюки).
Одна нога, много рук, ни одного глаза (дерево).
Одна нога, сотня рук, тысяча пальцев (дерево).
Светящийся цветок (фонарь).
Варежки для ног (носки).
Игра СЛОВА
Конечно, нельзя обойтись без известной игры «Слова», когда игроки по очереди говорят разные слова, причем каждое
следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Хороша игра не только потому, что развивает так необходимый на уроках русского языка фонематический слух (умение выделять и дифференцировать звуки языка в слове), ее можно усложнять бесконечно, немного изменяя правила. Можно варьировать тематику называемых слов:
- играть во всем известные «города» или «страны», менее популярные «овощи-фрукты», «музыкальные инструменты»;
- выбирать ту тему, которая интересна ребенку.
Главное, чтобы во время игры иногда возникали затруднения с подбором слов, тогда игра будет развивать речь, увеличивать активный словарь ребенка.
Игра ЖИВОЕ — НЕЖИВОЕ
Замечательная игра «Живое – неживое». Она учит детей логически мыслить, обобщать. По аналогии с компьютерными
и настольными играми ее можно назвать игрой-стратегией. Правила: ведущий загадывает слово, остальные игроки разгадывают его при помощи общих вопросов, то есть таких, на которые можно ответить «да» или «нет». В ходе игрыребенок сам или с вашей помощью осваивает наиболее удачную стратегию отгадывания: от более общих вопросов, анализируя ответы ведущего перейти к более конкретным, например:
– Это живое?
– Нет.
– Это неживое?
– Да.
– Это сделано руками человека?
– Да.
– Оно летает?
– Нет.
– Оно ездит?
– Да.
– У него резиновые колеса?
– Да.
– Это машина!
Игра СНЕЖНЫЙ КОМ
Следующая игра развивает ассоциативную память. Она называется «Снежный ком». Первый игрок называет слово
на заданную тему, например животные. Второй повторяет названное слово и прибавляет свое, третий называет первое слово, затем второе, затем свое. Получается цепочка из слов, которая увеличивается от игрока к игроку. Игра заканчивается, когда кто-то из участников не сможет вспомнить все слова по порядку.
Речевые игры, о которых пойдет речь далее, более сложные, но зато в них интересно и трудно играть и взрослым тоже. В некоторых, даже взрослых, компаниях эти игры и сейчас живут и помогают весело и интересно проводить время. Ребенок, попадая в такое игровое поле, может и сам играт на своем уровне и наблюдать более высокий уровень игры взрослых, которые в этот момент играют не для ребенка, а вместе с ним.
Игра ЗАПРЕТНЫЙ ЗВУК
Правила совсем простые: водящий задает игрокам разные вопросы, на которые они отвечают. Играющие договариваются, что есть звук речи, который называть нельзя. Водящий придумывает вопросы, словесные ловушки, для игроков же обязательно отвечать на любой вопрос. После того как один из играющих ошибся, он становится
водящим.
Игра ШАРАДЫ
Следующая игра когда-то была очень популярна в студенческой среде у бабушек сегодняшних подготовишек – «Шарады», почему бы снова не поиграть? Правила такие: один из игроков придумывает слово для другого, который показывает его всем остальным жестами, не говоря ни слова. Отгадавший становится водящим, а тот, кто показывал, придумывает для него слово позаковыристее. Игра тренирует внимание, способность понимания, игрок анализирует увиденное и соединяет в один образ. Игру можно изменять, ограничивая тематику загадываемых слов: мультфильмы, сказки, сказочные герои.
Освоив эти речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.
Чтобы от игр была польза, необходим интерес самого ребенка. Мы, родители, видим, насколько и чему учит та или иная игра, но пусть для самого ребенка игра остается всего лишь игрой. Такой деятельностью, в которой можно ошибаться и превращать ошибки в курьез, в которой можно менять правила, придумывать новые.
Игра только тогда остается игрой, когда у играющих есть интерес и желание играть.
Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №2 2009.