ребенок в детском саду

Брать с собой ребенка в магазин довольно накладно. На помощь приходят детские игровые комнаты, которыми может похвастаться каждый крупный торговый центр.

Рекомендации по нахождению детей в подобных игровых комнатах без присмотра родителей закреплены законодательством. Текст приказа приведен в статье:

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы — Л.И. Швецова

УТВЕРЖДАЮ

Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы — В.И.Малышков

Рекомендации по нахождению детей с учетом их возраста (без присмотра родителей (законных представителей) в детских игровых комнатах крупных торговых комплексов и центров

1. Общие положения

При создании предметно-развивающей среды в детской игровой комнате и организации игровой деятельности детей необходимо максимально предусмотреть соблюдение правил безопасности. В игровой комнате обязательно присутствие педагогов, имеющих опыт организации игр с детьми, психолога, а также медицинского работника.
Учитывая специфику игрового пространства, создаваемого в рамках крупных торговых комплексов и центров, предметно-развивающая игровая среда должна включать три основные зоны:

  • зону подвижных игр, предполагающую возможность активной физической деятельности ребенка (лазание, прыжки, подлезание, катание с горок);
  • зону, обеспечивающую возможность организации сюжетных игр (подиумы с игрушками и игровой атрибутикой, уголки для ряжения, ширмы, создающие возможность разграничения пространства, домики и прочее оборудование);
  • зону для дидактических игр и детского творчества, в которой должны находиться конструкторы разных видов, сделанные из различных материалов, мозаика, карандаши и фломастеры, бумага, раскраски (на отдельных листах) и другие разнообразные материалы.

Данные зоны не должны иметь жестко фиксированных границ, но при этом предполагается определенный порядок их выстраивания в пространстве.

В рамках первой зоны пространство должно быть организовано на нескольких уровнях (высокое и более богатое по своим функциональным возможностям — для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, а также невысокое, максимально безопасное, но создающее возможности активной и многообразной деятельности — для малышей).

В рамках второй зоны необходимо учитывать специфику возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, в том числе физические и психологические особенности мальчиков и девочек: если для мальчиков требуется большее пространство для осуществления игровой деятельности и развлечений, девочек обычно больше привлекают игры на ограниченном пространстве, с некрупными игрушками и игровым материалом. При организации игровых комнат и площадок должны быть обязательно учтены возрастные особенности и возможности детей.

Так, для детей 3-4 лет, необходимо наличие простых для восприятия, знакомых детям по смыслу, внешне привлекательных игрушек, которые могут быть включены в сюжет. При этом одинаковых игрушек должно быть достаточно, поскольку большинство детей этого возраста всегда хотят иметь ту же игрушку, которая есть у другого.

Важно, чтобы в распоряжении малышей были такие наборы или игрушки, которые помогали бы доступно отражать действия и социальные взаимоотношения взрослых. Для этого нужен разный по степени обобщенности игровой материал. Игрушки могут быть реалистическими, условными, символическими:

  • условно-образные куклы (мальчики, девочки, мягконабивные, из пластика, от 35 до 40-50 см) и наборы разнообразной одежды для них, комплекты предметов игрового обихода для кухни (например, плита, мойка с краном), различная посуда;
  • коляски, санки для кукол;
  • мебель, различные предметы домашнего обихода;
  • предметы для игры в магазин;
  • игрушки, изображающие животных с детенышами; различные машины (грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, трактор);
  • комплект элементов костюмов и украшений и другие игрушки.

Специфика детей этого возраста — индивидуальная игра с использованием игрушек.

У детей 4-5 лет замыслы игр становятся разнообразнее. Тематика игрушек зависит от игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут. Многие дети этого возраста уже начинают играть в совместные сюжетные игры (играть с другими детьми).

Для игр детям нужны разные ролевые атрибуты, это могут быть руль, бинокль, сумки, фотоаппарат и видеокамера, якорь и другие атрибуты. У девочек основной игрушкой остается кукла, они играют с самыми разными куклами -мальчиками, девочками, младенцами. Необходимы также комплекты мебели, посуды, предметов домашнего обихода и другое оборудование. Увеличивается количество игрушек, изображающих диких и домашних животных, птиц, насекомых, обитателей морей. Для игры с воображаемым собеседником можно предложить телефон. Также используются различные тематические наборы игрушек, наборы фигурок и декораций по сюжетам сказок, набор для пальчикового театра. Для театрализованной игры необходимы элементы костюмов сказочных героев.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал, крупные игрушки, например, макеты машин, крупные предметы-заместители: модули, конструкторы. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Этот материал уместно расположить на стыке первой и второй зон.

Для детей 5-7 лет предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей и их творческие интересы.
Наряду с игрушками, интересными для всех возрастов, для игр старших дошкольников необходимы комплекты игрушек самой различной тематики: комплекты фигурок, изображающих воинов разных эпох; набор игрушек, изображающих животных разных континентов, набор игрушек, изображающих динозавров и других животных древних времен, комплекты кукольного театра (например, би-ба-бо) и другие.
В рамках этой зоны необходимо присутствие педагогов, хорошо владеющих методами активизации игровой деятельности детей и развития сюжетной линии игры, а также психолог, который помог бы в случае возникновения конфликтных ситуаций, проявлений излишней агрессивности у некоторых детей, а также поддержал бы детей, имеющих трудности в установлении социальных контактов.

В рамках третьей зоны должны быть созданы условия для разнообразного детского творчества (конструирования, рисования, лепки, аппликации) и для игр в настольно-печатные игры. Старшим дошкольникам необходимы настольно-печатные игры различной тематики («Наша улица», «Кем что выращено», «Космос», «Океан», «Подводный мир» и другие игры, способствующие развитию обобщений и мышления). Возможна небольшая библиотека детских книг и журналов.

2. Требования к приему детей в детские игровые комнаты крупных торговых комплексов и центров

Время работы детской игровой комнаты устанавливается по часам работы торгового комплекса (центра), но в пределах времени с 9.00 до 21.00.

В игровую комнату принимаются дети строго с 3-х лет и ростом не выше 1 м 40 см. Дети до 3-х лет могут находиться в игровой комнате только с родителями (законными представителями).

Приём ребёнка в игровую комнату проводится при предъявлении паспорта одного из родителей (законного представителя).

Обязательным условием посещения ребенком игровой комнаты является заполнение родителем (законным представителем) анкеты, в которой отмечается время захода ребенка в игровую комнату и указываются: фамилия, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), возраст ребенка, паспортные данные и номера мобильных телефонов родителей (законных представителей), наличие у ребёнка аллергии, хронических заболеваний, других медицинских ограничений и прочая необходимая информация о ребенке. Анкете присваивается номер.

Родители (законные представители), оставившие ребенка в игровой комнате, должны обязательно находиться на территории торгового комплекса, чтобы в случае необходимости была возможность их вызвать по громкой связи.

Количество детей, одновременно находящихся в игровой комнате, зависит от её размера (на площади размером 160 м могут находиться до 40 детей в возрасте от 3 до 12 лет).

Количество педагогов в игровой комнате: 1 взрослый на 4-5 детей.

Приводя ребёнка в игровую комнату, родители должны снять с ребёнка верхнюю одежду, обувь, украшения. Одежда, ценные вещи (в том числе дорогие игрушки) складываются родителями в специальную ячейку.

Кормление детей осуществляется только родителями вне игровой комнаты. Запрещается родителям (законным представителям) оставлять ребёнку продукты питания и сладости Находящийся в игровой комнате ребенок имеет самоклеящийся бейджик, который прикрепляется на одежду ребенка, или браслет с отличительным номером.

В случае проявления агрессии в отношении окружающих педагогов и работников игровой комнаты, администрация оставляет за собой право прекращения пребывания ребенка в игровой комнате и досрочного вызова родителей (законных представителей) по громкой связи.

Администрация обязана оказать ребенку в случае необходимости экстренную медицинскую помощь или вызвать скорую медицинскую помощь, предварительно связавшись с родителями (законными представителями) по мобильному телефону.

3. Правила нахождения ребенка в игровой комнате торгового комплекса или центра

Приём в игровую комнату осуществляется по правилам, которые вывешены для всеобщего ознакомления при входе в игровую комнату.

В непосредственной близости от игровой комнаты должен быть предусмотрен туалет.

Дети до 7-8 лет в обязательном порядке сопровождаются из игровой комнаты в туалет и обратно специальным работником, который при необходимости оказывает также иную помощь.

У входа в игровую комнату обязательно должен быть кулер с водой комнатной температуры (без кипятка) или необходимое количество бутылок с негазированной питьевой водой и одноразовые стаканчики.

За пределами игровой зоны располагаются столики и стулья для родителей (законными представителями).