ребенок в детском саду

Фото с пикета, проведенного родителями 26.06.2012 

Наряду с питанием в детских садах, родителей волнует и другая тема — реорганизация образовательных учреждений. К лозунгам «Верните здоровое питание в детские сады», добавились «Оставьте нам медсестер, поваров и педагогов», «Реорганизация за спинами родителей и сотрудников». Все чаще на сайтах детских садов можно встретить информацию про слияние с другим дошкольным или школьным учреждением. 

Реорганизация: история вопроса 

«В городе всегда было много хороших детских садов и школ. Теперь нужно добиться, чтобы в городе было как можно меньше отстающих образовательных учреждений», — так были обозначены цели в образовательной политике города мэром столицы С.Собяниным на заседании правительства 21.02.2012. Реорганизация — один из вариантов для решения этой проблемы, а также для выживания малокомплектных учреждений в новых условиях финансирования, по мнению чиновников. Если раньше бюджет образовательных учреждений определялся исходя из количества ставок, то теперь финансирование производится по количеству воспитанников. Чем больше воспитанников посещают детский сад, тем больше денег ему будет выделено. В 2012 году это порядка 110.000 — 120.000 рублей на одного воспитанника в год. Точная сумма зависит от возраста дошкольника.

В связи с ограничением бюджета по количеству воспитанников и учащихся малокомплектные учреждения начали испытывать дефицит средств, так как из этих денег необходимо и оплатить коммунальные услуги, и выдать зарплату, и поддерживать здание в надлежащем состоянии, и много других «нужно». В результате малокомплектные учреждения планируется присоединить к более крупным, оптимизировав при этом часть штата. Поговаривают об увольнении непрофильных сотрудников и распределении завхозов и медсестер на несколько детских садов. Кроме этого, советник руководителя Департамента Образования в интервью газете «Взгляд» подтвердила информацию о том, что повара будут выведены за штат детских садов.

Реорганизации подлежат логопедические детские сады и школы здоровья, то есть все, в том числе и дети с особыми потребностями, будут обучаться по универсальной программе. В жизнь претворяется идея инклюзивного образования, однако при этом забывают о том, что одним введением «особого» ребенка в обычную группу проблему не решить.

Реорганизация на практике

В результате реорганизации или слияния двух образовательных учреждений:

  • образуется одно юридическое лицо,
  • из штатного расписания реорганизованного детского сада исключаются дублирующиеся должности,
  • комплекс услуг одного ДОУ становится доступным для другого ДОУ (например, кабинет физиотерапии и т.д.).

Фактически воспитанники остаются в своих дошкольных учреждениях, которые и были до реорганизации, а происходит просто формирование единого центра управления.

Решение о реорганизации принимает учредитель, в Москве — это Департамент образования столицы. Вся информация, касающаяся реорганизации, должна быть доведена до сведения родителей.  Причем по заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, решения об объединении, например, школ, без согласия родителей будут отменять, а как сообщается в официальном ответе Департамента образования на запрос — «администрация учреждений готова к конструктивному диалогу по любым вопросам».

Информация о планируемых слияниях размещается на сайте окружного управления образования в разделе «Это актуально».

Реорганизация: официальная позиция 

Как сообщается на сайтах уже преобразованных детских садов, реорганизация позволит:

  • привести в соответствие с нормативными требованиями комплектование 2-х образовательных учреждений;
  • уменьшить нагрузку на бюджет города Москвы;
  • повысить эффективность использования интеллектуальных и материальных ресурсов двух детских садов;
  • оптимально использовать учебные площади двух зданий.

Кроме этого, в интервью радио Сити FM руководитель столичного департамента образования И. Калина одним из плюсов назвал преемственность дошкольного и школьного образований в том случае, когда детский сад и школа реорганизованы в одно образовательное учреждение — не приходится забирать ребенка пораньше из детского сада, чтобы обучить его школьным азам на подготовительных курсах.

Реорганизация: что произойдет с педагогами 

Другой точки зрения придерживаются многие родители и активисты профсоюза «УЧИТЕЛЬ». В реорганизации они видят как травму для детей, так и для преподавателей.

Если раньше о квалификации педагога можно было судить по разряду, то теперь все будет ограничиваться двумя вариантами: высшей категорией и соответствием занимаемой должности. Степень профессионализма сотрудника определят посредством аттестации. Если, по ее результатам, педагог не соответствует занимаемой должности, то он может либо пройти курсы повышения квалификации, либо уйти на более низкую должность. Выбор не велик.

Кроме этого, педагог попадает в еще большую каббалу от администрации учреждения и родителей. Любая жалоба на педагога грозит вылиться в увольнение. Зарплата во многих детских садах с начала этого года состоит из минимального оклада. Сверх нее могут начисляться бонусы, величину которых определяет управляющий комитет, в соответствии со сложностью выполняемой работы, качеством и количеством труда. Ежеквартально члены комитета собираются и подводят итоги работы воспитателя: могут и начислить бонусы, а могут и нет.

Ситуацию комментирует председатель профсоюза работников образования УЧИТЕЛЬ Андрей Демидов: «Меня, как председателя профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ», очень заботит то, что мало активности проявляют работники детских садов, которым угрожает сокращение. Как раз если бы они более активно протестовали и создавали профсоюзы или вступали в наш профсоюз, то многих сокращений я уверен можно было бы избежать. А то что лишних работников в садах нет, я уверен. Если уберут медсестер или поваров, можно уверенно сказать, что качество питания и контроля за здоровьем детей упадет. Уберут ставки дворников — будут воспитатели убирать территорию, меньше внимания будут уделять детям. Да и уволятся многие от такого издевательства.»

Автор — Мария Даниленко.