Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают истоки творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский
Маленькие дети просто обожают рисовать. Выражать свои мысли посредством рисования они могут на обоях, на шкафу, на книгах, на столе, на двери, даже на кафеле! Но, традиционно, взрослые учат рисовать детей на листе бумаге, либо на компьютере. Сейчас продают специальные магнитные доски и планшеты для рисования, которыми могут пользоваться даже малыши, мольберты для дошкольников. Можно рисовать на улице на асфальте. Сегодня можно купить даже мыльные карандаши для творчества во время купания….
Детям такое рисование доставляет колоссальное удовольствие. Но мне хочется рассказать, исходя из собственного опыта, как можно использовать рисование при обучении чтению. Совмещая эти два вида деятельности, можно добиться огромных результатов. Молодые родители иногда очень хотят побыстрее научить читать малышек и порой не понимают, почему же малыш не запоминает буквы. Ведь мама и папы так стараются, а ребёнок не хочет — ему почему-то трудно и не интересно. Вся «беда» в том, что с ребёнком надо играть. Поэтому вопрос «как научить читать» сопряжен обязательно с фантазированием и творческим подходом к процессу.
Процесс запоминания в игре происходит значительно быстрее и эффективнее.
Рисование букв на ватмане
Используя кубики Зайцева со слогами, или любые другие кубики с буквами, или обычные карточки с буквами, научите рисовать ребёнка буквы на большом ватмане. Можно использовать пальчиковые краски. Рисуя и раскрашивая большую букву, ребёнок обязательно несколько раз повторит её название.
Наделите букву волшебством: вокруг неё рисуйте только предметы, начинающиеся на эту букву. Ватман – это большое пространство, по которому ребёнок может ползать, сидеть, даже лежать, превратив его, например, в поляну или железную дорогу. Главное достоинство большого листа – его можно использовать в течение многих дней, развивая определённую тематику, используя буквы. Рисовать лучше красками, ведь их можно смешивать и получать новые цвета.
Ещё один немаловажный момент в использовании красок – быстрое закрашивание большой области рисунка. Это тонкий психологический момент, основанный на том, что монотонное закрашивание карандашом может быстро утомить ребёнка и он потеряет интерес к процессу творчества и обучения. Краски же позволяют выполнить задуманное гораздо быстрее и перейти к новому образу. Для малышек очень важно быстро получить результат и показать его.
Методика написания букв на спине. Примеры игр
Работая с малышами, при изучении букв и подготовке к чтению, я часто применяла методику написания букв на спине. Мы играли в «Угадайки». Детям очень нравилась эта игра. Когда мы стали изучать слоги, то писали на спине и слоги, потом составляли слова. Тогда я даже не знала, что есть книга Янга П. и Тайра К. «Научи своего ребёнка читать». В книге описывается метод рисования на спине для детей, у которых возникали трудности в обучении чтению.
Авторы советуют повесить на стене или установить на мольберте лист бумаги. Дать ребёнку фломастер или карандаш. Ребёнок должен стоять лицом к листу бумаги. Взрослый пишет указательным пальцем на спине у ребёнка печатную букву, а малыш воспроизводит её на бумаге. Янг П. и Тайер К. отмечают, что при этом методе обучения работает «мускульная память», которая способна запоминать через действия.
Советы из книги:
- «Каждый раз пишите только по одной букве».
- «Рисовать буквы лучше на голой спине. Так выше чувствительность и ярче ощущения».
- «Рисовать буквы нужно стараться медленно и правильно».
Авторы книги отмечают, что «за многие годы этот метод не потерпел ни одной неудачи». В свою же очередь хочу отметить, что действительно, метод очень эффективный и интересный. Главное, он нравится детям и очень результативен.
Варьировать с этим методом можно как угодно следующие игры:
«Найди карточку». Написать на спине букву, а ребёнок находит её в печатном варианте из множества карточек.
«Где буква спряталась?». Если дети поняли, какая буква написана на спине, то должны найти картинку, где есть слово, начинающееся на эту букву (с этой буквой в середине слова, в конце слова).
«Цепочка». Дети рассаживаются на коврике спиной друг к другу. На спине ребёнка рисуется буква, он рисует эту букву другому ребенку. А тот — следующему. Последний ребёнок в цепочке называет вслух букву, которую ему нарисовали. Если буква называется ошибочно, то дети анализируют, где цепочка порвалась….
«Телефон». Одному ребенку рисуют букву и говорят, что это за буква. Он передает «на ушко» следующему ребёнку, какая буква «побывала на его спине» и рисует её на спине следующего играющего. Игра напоминает «Испорченный телефон». Кто телефон испортил – становится первым, на его спине рисуют букву и т.д.
«Умные пальчики». Эта игра основывается на использовании пальчиковых красок. Педагог пишет на спине букву, а ребёнок рисует на листе при помощи пальчиковой краски. Второй вариант: перед ребёнком на листе написано несколько букв. Называется цвет и рисуется буква на спине. Ребёнок ищет букву и рисует её определенным цветом. Сначала это могут быть отдельные буквы, а потом задание можно усложнить — например, нужно написать целое слово. Так, перед ребёнком появится целое слово, которое он написал сам, «читая буквы на спине». Этот вариант игры в детском саду и дома можно использовать при изучении твёрдых и мягких, гласных и согласных букв и звуков.
«Три в одном». Эта игра — знакомство с новой буквой или повторение уже изученных, закрепление геометрических фигур. Суть игры заключается в том, что каждой букве соответствует определённая геометрическая фигура. На обороте фигуры написаны буквы. На спине рисуется фигура, а ребёнок называет букву. Кроме всего прочего, эта игра — отличное упражнение на тренировку памяти. Таким образом, мы повторяли фигуры и буквы, закрепляли цвет и составляли слова. Другой вариант – треугольник – гласные, прямоугольник – согласные. На спине рисуется фигура, а ребёнок называет любую букву, соответствующую этой фигуре. Или находит карточку с нужной буквой.
«Волшебный слог». Перед детьми разложены карточки, например, со слогами: БА, МА, ТУ, СО, КА МУ, ША. Педагог на спине рисует слог КА. Дети находят карточку со слогом КА. Потом ША. Составляют слово и читают его. Этот игровой метод обучения составлению слова по слогам значительно эффективнее и интереснее, нежели простое задание: «Составь слово из слогов».
«Поём и пишем». А ещё мы писали на спине слоги, пели их и составляли слова. Педагог на спине одного ребёнка пишет слог МА, на спине другого ребёнка — МА. Дети их отгадывают и пропевают, потом составляют слово МАМА. Для закрепления можно из слогов на фланелеграфе составить слово или «напечатать» его в тетради.
Метод-ребус Льва Штернберга
При обучении чтению существует так называемый метод-ребус Льва Штернберга, который я с успехом совмещала с рисованием букв на спине, руке или в воздухе. Суть метода заключается в том, что педагог показывает картинку, а ребёнок называет только первые две буквы. Маска — МА, пальма — ПА. Маска, маска – мама, пальма, пальма – папа.
Понятно, что ребёнок берёт картинку и пишет на руке пальчиком или рисует в воздухе первые буквы слова. Или при помощи «мускульной памяти» запоминает буквы, написанные на спине, и ищет соответствующую картинку, потом составляет слово из двух, трёх картинок и т.д.
Метод монотипии
При обучении детей чтению я пользовалась ещё одним интересным методом, взятым из нетрадиционного рисования. Это метод монотипии.
Монотипию делают так: на твердую, гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, глянцевая бумага, линолеум) наносится масляная или гуашевая краска. В качестве гладкой поверхности можно использовать обычную бумагу. Сверху накладывается лист бумаги и прижимается руками к поверхности. Получается оттиск на листе. Оттиск получается в единственном экземпляре, один. Отсюда и название метода — от греческих слов monos- один и typos- отпечаток, оттиск. Значит, монотипия – это создание рисунка, буквы, оттиска, выполненные за один приём. Чтобы сделать второй рисунок, нужен новый лист.
Монотипию можно использовать при изучении симметрии. Для получения изображения нужно показать ребёнку, как сложить лист бумаги вдвое и на одной из сторон нарисовать половинку изображаемого предмета, например, яблока. Сложить лист пополам. Разворачиваете и видите целое яблоко!
Другой вариант использования монотипии: ровно нанести краску на поверхность. Кисточкой или ватной палочкой нарисовать рисунок. Прижать лист бумаги к поверхности. Снять и посмотреть отпечаток.
Для того чтобы монотипию использовать при изучении букв, нужно совсем немного: лист бумаги, краски гуашевые или акварельные, кисти. Загадали загадку о букве – сделали симметричный отпечаток – получили две одинаковые буквы. Закрепили. Другой вариант – сделали отпечаток на листе и «оживили» букву – дорисовали ей рожицу…
Можно сделать оттиск для симметричных сторон букв: ф, ж, х.
Ничего сложного в методе монотипии нет, а детям доставляет удовольствие и сам процесс работы, и результат. Увлекательная игра с отпечатками полезна и интересна.
Обучение чтению через рисование «воздушными красками»
Полнейший восторг вызывало у моих дошколят рисование «воздушными красками». Когда-то этот вид творчества мне подсказала одна родительница, Анна Владимировна К., которая совсем нечаянно открыла этот метод нетрадиционного рисования. Однажды делали они со своей доченькой солёное тесто для поделок. Да так увлеклись, что вместо обычной муки нечаянно добавили «блинную». Тесто получилось жидким и неправильным для поделок. Анна Владимировна в сердцах положила его в целлофановый пакетик и сунула в холодильник. Утром достала и увидела, что из дырочки в пакете тесто «выбегает», ложась на стол причудливыми узорами. Так родилась идея рисования «солёными красками». Сегодня такое рисование можно назвать 3D.
Ещё она рассказывала, что таким же образом, через отверстие в пакете, можно рисовать застывшим желатином. Но я никогда не пробовала этот метод.
Рисование «солёными красками» вызывает у маленьких детей ощущение чего-то чудесного и необычного. Тесто можно делать разноцветным и рисовать цветные картинки.
На занятиях по обучению чтению мы рисовали буквы и писали слова. Перед занятием нужно сделать краски или попросить их сделать родителей. А с детками постарше «солёные краски» можно сделать прямо на занятии. Для их изготовления нужно совсем немного:
- блинная мука;
- соль;
- пищевые красители;
- вода.
Процесс приготовления: нужно взять один стакан (одну ложку) блинной муки, один стакан (одну ложку) соли и несколько капелек пищевого красителя. Если нет блинной муки, её можно заменить таким составом: полкилограмма муки, чайная ложечка пищевой соды и чайная ложечка лимонной кислоты.
Чтобы приготовить краску, перемешайте в небольшой чашке муку, добавьте пищевой краситель и соль. Добавьте воды, доведя до консистенции чуть гуще сметаны. Размешайте получившуяся смесь.
Рисовать нужно на толстом, не глянцевом картоне. Краску можно выдавливать из пакета, а можно наносить кисточкой или ватными палочками. Картину или букву для прочности можно запекать в микроволновой печи в течение примерно 5-10 секунд, в зависимости от толщины нанесения красок.
На занятии по обучению чтению мы с ребятами «солёными красками» рисовали, например, букву О, а потом, когда она высыхала, дорисовывали ей ручки, ножки, глазки.
Когда-то я прочитала рецепт изготовления красок своими руками, но им не пользовалась. Может, кому-то пригодится. Называются они «Необыкновенные краски».
Для одного ребенка нужно:
- 150 г муки,
- полчайной ложки соли,
- столовая ложка любого растительного масла,
- столовая ложка клея ПВА,
- немного воды.
Замешать тесто. Консистенция должна быть максимально приближенной к густой сметане. Чтобы краска стала цветной, добавьте гуашь или пищевой краситель. Чем больше гуаши — тем насыщеннее цвет. Можно рисовать собственными красками и буквы, и цифры, и картины!
Песок – благодатный материал для игры с буквами. Их можно рисовать на поверхности сухого песка. Делать «секретики» — прятать пластмассовые буквы, потом искать их и отгадывать. Педагог пишет букву или слог на спине, или показывает карточку с буквой, а ребёнок ищет буквы в песке и называет их.
Обучение чтению через рисование — результаты
Эти методы в моей работе по обучению дошколят чтению били все рекорды…. Детям они очень нравились! А главное – они очень быстро усваивали материл, который им подавался таким образом. Родители мне говорили: «Что вы делаете здесь с детьми, что они просто бегут на занятия и не могут дождаться следующего?!» А я ничего особенного не делала. Я просто играла с ними в процессе обучения! Мои ученики были космонавтами, искателями, путешественниками, спасателями, волшебниками, белочками, зайчиками.… За буквами и словами мы летели на самолёте, корабле, скоростном поезде, ковре-самолёте или ехали на сказочном автомобиле. Так мы учились, развивались и играли! А ждали детишки следующего занятия, потому что была интрига. Они каждый раз спрашивали: «А мы будем ещё делать «то-то и то-то», « А мы будем играть так, как на прошлом занятии?», «А что будет в следующий раз?».
Мои малыши знали, что на каждом занятии их ждёт открытие и маленькое чудо!
Автор — методист Логинова Наталья.