«Если эмоциям предоставлена истинная свобода, то интеллект сам позаботится о себе.»
А.С. Нилл
В 1924 году в Великобритании появилась школа под названием Саммерхилл. Власти неоднократно пытались учебное заведение закрыть — причиной тому служило полное несоответствие философии образования в школе принятым в стране доктринам. Однако Саммерхилл успешно функционирует и по сей день, и, более того, нашла своих последователей по всему миру.
Основателем новой идеологии воспитания ребенка как личности стал шотландский психолог А.С. Нилл.
Его слова «Школа должна подходить детям, а не наоборот — дети школе», можно назвать кредом.
Цель воспитания А.С. Нилл видит в том, чтобы помочь ребенку развиваться естественно в процессе познания мира, без каких-либо условностей, оценок и решений, принятых вместо ученика.
Детям предоставлена полная свобода действий до тех пор, пока она не ущемляет права и свободы других людей.
Хотите — не ходите на занятия, хотите — играйте в приставку вместо урока по экспериментированию или игре на барабанах.
Правда, как показывает практика, дети делают выбор в пользу занятий и творческих кружков.
Ученик сам решает, какие предметы ему интересны, с кем из «коллег» по школе ему приятно общаться. Правом выбора наделен ребенок уже с пяти лет — именно с этого возраста детей принимают в Саммерхилл.
Среди выпускников школы немало выдающихся личностей, которые занесены во всемирную энциклопедию Wikipedia.
Экскурсия по школе Саммерхилл
Всего в Саммерхилле 80 учеников, половину контингента которых составляют дети из других стран: России, Китая, Бразилии, Америки и других.
Для того, чтобы попасть в школу, необходимо заполнить анкету на сайте, а затем пройти собеседование. При этом, знание английского языка — не является обязательным требованием.
Ученики делятся на три группы в зависимости от возраста:
- от пяти до семи лет
- от семи до одиннадцати,
- от одиннадцати до шестнадцати.
Саммерхилл — частная школа, поэтому обучение в ней платное. Один семестр стоит порядка 1500 английских фунтов, если ученик живет не в школе, и более 2500 фунтов стоит пребывание в школе в режиме полного пансиона.
Свобода проявляется абсолютно во всем. Если ученик вместо занятий выбирает развлечение по душе (компьютерные игры, просмотр телевизора и прочее), то ему никто не сделает замечания. Более того, родителям не расскажут о «прогулах», сохраняя право на неприкосновенность частной жизни учеников.
Педагоги руководствуются психологическим объяснением: если у родителей налажены отношения с ребенком, то он сам придет к матери или отцу и поведает о своих пропусках.
При этом, если ребенок ставит, например, компьютерные игры превыше занятий по философии, то рано или поздно ему наскучат виртуальные бродилки, и он придет на занятия по собственному желанию. Причем придет на то занятие, которое ему действительно интересно и освоит годичный курс за две недели просто потому, что ему это ИНТЕРЕСНО.
Если занятие не вызвало отклика, то он может спокойно встать и покинуть класс до окончания урока и больше не возвращаться. Учителям это добавляет мотивации.
Никаких возрастных ограничений в предметах нет. Ребенок, по нашим российским меркам дошкольного возраста, может записаться на урок физики или психологии и попробовать свои силы в их изучении.
Свобода касается не только выбора предметов, но и обычаев, установленных в школе. Правила пребывания в Саммерхилле устанавливаются на еженедельных собраниях, проводимых по субботам. Выбор или отмена правила происходят согласно мнению большинства. Дети также принимают участие в голосовании. Вообще, термина «дети» в Саммерхиле нет. Все равны: учители, ученики, маленькие дети, большие дети.
Альтернативное обучение: российский опыт
В России опыт Саммерхилла только-только начинает завоевывать сердца родителей и педагогов. Все больше мнений высказывается за семейное обучение. Мы доросли до того уровня, когда не боимся признать порой «несостоятельность» классической школы и предпочитаем оставлять ребенка дома, контролируя лично учебный процесс.
Российский аналог Саммерхилла — это школа-парк, которая объединяет различные кружки и студии. «Пионером» в этом плане стала Школа-Парк в Екатеринбурге, основанная Милославом Балабаном. Принципы школы созвучны Саммерхиллу: отказ от оценок, одновозрастных учебных групп и обязательных занятий. Лучший документ об образовании — не табель с оценками, а портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика.
В Москве действует НПО «Школа Самоопределения» А.Н. Тубельского, которая стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, пронизанных духом свободы Саммерхилла.
Первые попытки предоставить свободу ученикам делает Оренбург. Демократическая школа «Берег Мечты» объединяет учеников, находящихся на семейной форме обучения, и их родителей, заинтересованных в индивидуальном подходе к обучению.
Положительные результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» позволили включить ее в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».
Автор — Даниленко Мария.