ребенок в детском саду

PDSC0012_01

Два мира есть у человека:
Один — который нас творил,
Другой — который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать
Ж.-Ж. Руссо

Приветствие

Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.

Разминка, создание рабочей атмосферы

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель — сплочение коллектива.

Ведущий: — Постройте, используя всех игроков команды квадрат, треугольник, круг, ромб, угол, птичий косяк.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Упражнение «Сбор по голосам»

Цель — сплочение коллектива, активизация, настрой на работу.

Ведущий раздает каждому участнику заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После команды «Начали!» каждый начинает изображать животное, название которого написано у него на карточке, и пытаться найти свою пару. Нашедшие пару поднимают руку. Затем ведущий спрашивает каждого: «Кто вы?»

Основная часть педсовета

Ведущий: — Есть такое латинское выражение: «Multum, non multa» — «Многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует работу грамотного педагога. Наш сегодняшний педсовет посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания. Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:

  • понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;
  • узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;
  • продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;
  • поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.

— Давайте выясним, знаете ли вы, в чем разница между половым воспитанием и полоролевым? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.

Воспитатели совещаются 2 минуты и дают определения.

Ведущий: — В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. В английском языке существуют два понятия: «sex» — пол биологический и «gender» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Первый термин применим в том случае, когда идет речь об изучении биологических особенностей — строения тела, половых функций человека.

— Дошкольный период основывается на закономерностях развития «gender» — пола социального, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном, или полоролевом, воспитании, процесс которого рассматривается как система нравственного и физического развития ребенка. Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Л. П. Бочкарева трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»

— Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне. Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?

Воспитатели высказываются по очереди.

Ведущий: — Во всем мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

— Осуществление полоролевого воспитания в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

— Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

— Образовательный процесс в ДОУ в настоящее время сопровождается определенными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современных требований к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностноориентированного образования является двигателем педагогики в целом.

— Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса.

  1. Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий.
  2. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием).
  3. Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).
  4. Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта.
  5. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми.
  6. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей.
  7. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ.
  8. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

— Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пеленок, ведь оно означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика — именно мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков рыцарству, а девочек — женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

— В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых». Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Но данные формулировки можно отнести и к «избитым» выражениям, которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка. Например, есть призыв «Надо беречь природу!» Чтобы ребенок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например, так: «Природа — это дом, в котором мы живем. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем „доме“ будет много воды, тепла, света, пищи — всего, что нужно для нашей жизни».

— Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».

Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий: — Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

— Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и обору ования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры: отдельно для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?

— Уважаемые педагоги, у меня три предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание — придумать, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику.

Группы выполняют задание.

Кукла: девочки — «мамы», мальчики — «папы», у мальчиков воспитывается любовь и нежность.

Машина: мальчик — шофер, девочка моет машину или принимает товар из грузовика.

Скакалка может служить в игре удочкой, веревкой для дров или для белья, ее можно использовать для плетения или как пояс для украшения костюма.

Ведущий: — Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию необходимо и у родителей. Это подтвердило анкетирование, которое было проведено в нашем ДОУ. Прежде всего родители путают понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» и ошибочно считают, что гендерное воспитание нужно начинать с 3-х лет. Это поздно!Вместе с тем родители питают надежду, что в результате эксперимента у детей выработаются, например, такие качества, как привязанность к своей семье и своим близким, появится сила воли, задатки мужественности, женственности и так далее.

— Чтобы работа по полоролевому воспитанию проходила успешно, родители должны оказывать всяческую помощь воспитателям: участвовать в праздниках, подготовке к занятиям, изготавливать и приобретать игры для девочек и мальчиков, а самое главное — активно участвовать в воспитании своих детей.

Закрепление полученной информации,  «мозговой  штурм».

Ведущий: — Уважаемые педагоги, предлагаю для закрепления и более качественной переработки услышанного разделиться на две подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны различия в развитии мальчиков и девочек. Ваша задача — определить, кому принадлежат перечисленные особенности, и разделить их на две части: свойственные мальчикам и девочкам

таблица 1

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий: — А сейчас я прошу вас поделиться своими находками, своими педагогическими «изюминками», которые помогут другим воспитателям в работе с детьми.

«Как воспитать будущего мужчину/женщину»

Цель — выявить и обогатить знания воспитателей о позитивных качествах мужественности и женственности.

таблица 2

Воспитатели выполняют задание.

Ведущий: — На этом наш педсовет практически завершен. Большое спасибо всем за плодотворную работу. Последний вопрос: поможет ли то, о чем мы сегодня говорили, обсуждали, придумывали, в организации полоролевого воспитания в вашей группе? Поставьте, пожалуйста, отметку педсовету по 5-балльной шкале.

Ведущий раздает чистые карточки и маркеры на каждый стол, участники выставляют отметки.

Ведущий: — Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут такими же счастливыми, как на экране.

Демонстрируется видеоклип «Счастье».

Приложение 1

таблица 3

Приложение 2

Уважаемые коллеги!

Для совершенствования работы ДОУ по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаю вам ответить на вопросы.
1. Ф. И. О., стаж работы
2. Полоролевое воспитание — это
3. Кто, по вашему мнению, должен заниматься полоролевым воспитанием детей (подчеркните): родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы, другое.
4. С какого возраста следует заниматься полоролевым воспитанием детей?
5. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
6. Какой вид обучения и воспитания в школе вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
7. Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками?
8. Испытываете ли вы затруднения в работе, связанные с решением вопросов полового воспитания детей?
9. Какие из перечисленных форм работы с родителями детей дошкольного возраста по вопросам полоролевого воспитания вы считаете наиболее эффективными (подчеркните): родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитации, другое.
10. Какие черты характера следует формировать у девочек?
11. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?
12. Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему?

Благодарим за помощь!

Приложение 3

Уважаемые коллеги!

Для совершенствования работы ДОУ по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаем вам ответить на вопросы.

1. Ваше имя, возраст, образование (желательно)
2. Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (подчеркните): родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы, другое.
3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения,
свойственными представителям его пола?
4. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
5. Какой вид обучения и воспитания в школе вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
6. Нужно или нет, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками
и отдельно с девочками и почему?
7. Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с решением вопросов полового воспитания детей, с учетом их пола?
8. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания вы считаете наиболее приемлемыми для вас (подчеркните): родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитации, другое.
9. Какие черты характера следует формировать у девочек?
10. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?
11. Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему?
12. Как вы оцениваете содержание работы ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей (подчеркните): отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно?

Благодарим за помощь!

Литература:

  1. Баранникова Н. А. О мальчиках и девочках, а также их родителях: метод. пособие. — М., 2012. — (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности: метод. пособие. — М., 2012. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2014.