У южных берегов Белого моря, в городе Архангельск, работает не совсем обычная школа. «Папа-школа» — так называется проект Архангельской Региональной Общественной Организации кризисного центра «Надежда».
Много говорится в современном мире про роль материнства, однако в нашей стране папа в декрете или отпуске по уходу за ребенком — скорее, редкий случай проявления европейского менталитета. И многие папы, в угоду ли себе или отдавая дань традициям, считают, что воспитание ребенка — исключительно женское занятие. Ох, как они не правы, и яркое тому доказательство «папа-школа». Сюда приходят отцы, которые учатся находить общий язык с детьми, вместе с пользой проводить время за играми и спортом, а не на диване у телевизора.
Проект появился не так давно, однако уже есть первые результаты. Пришлось столкнуться и с определенными сложностями. Проект тем более интересен, что может быть реализован в любом регионе и городе. Обо всем об этом мы поговорили с руководителем проекта в г. Архангельск Ольгой Бобрецовой.
Рассказывает Ольга Бобрецова:
Идея проекта на самом деле родом не из Архангельска. В 2009 году к нам приехал Николай Ерёмин, руководитель НКО «Северный путь» из Санкт-Петербурга и познакомил нас с программой «Папа-школы», которая на тот момент успешно функционировала в Питере. В город на Неве эту идею привезли шведы — Матц Бергрен уже около 20 лет организует встречи для пап. В том же 2009 году я съездила в Санкт-Петербург на конференцию по вовлечению мужчин в активное отцовство и познакомилась с белорусскими коллегами Андреем Туровцом и Славой Щерба, которые ведут папа-группы в Республике Беларусь. Это весьма увлеченные своей работой люди, моё желание создать школу для пап в Архангельске еще больше окрепло. Много говорится о поддержке материнства и детства, а про отцов почему-то забывают. Хотя для полноценного развития личности роль отца весьма значима. Для Архангельска эта идея была весьма новая, а для реализации любой новой идеи нужно финансирование. В 2013 году, когда Министерство по развитию местного самоуправления объявило конкурс социальных проектов, другой мысли у меня не было кроме как подать заявку на проект «Папа-школа», и в результате конкурса наша организация получила финансирование под этот проект.
Как проходят занятия в школе
В рамках проекта были организованы выступления в женских консультациях, в родильных домах, учреждениях образования и социальной сферы с презентацией проекта, также информация о проекте звучала в СМИ. Набираются группы отцов, оговаривается время встречи удобное для всех участников. У нас в городе это в будние дни вечернее время, выходные дни отцы предпочитают проводить в семье.
Папа-группы мы называем встречами, которые ведет подготовленный модератор-ведущий, в нашем случае это волонтер нашей организации Дмитрий, психолог по образованию, отец двоих детей. Тему для обсуждения предлагают участники группы, либо задает модератор. Но в любом случае высказывается каждый участник, поскольку у каждого отца есть либо уже свой собственный опыт отцовства, либо родительский (опыт своего отца), либо сформированные представления, стереотипы (допустим, когда не было опыта общения с собственным отцом). Модератор в этом случае может дать обоснование, объяснить закономерность протекания тех или иных процессов. Например, известно и научно доказано, что мышление ребенка находится на кончиках пальцев. Если папе об этом рассказать и порекомендовать, что если в то время, когда он держит ребенка на руках, он будет гладить, массировать пальчики малышу, он развивает мышление своего ребенка, он напрямую участвует в его развитии.
Так же, например, то что касается организации досуга с детьми. Современные родители очень любят возить детей в различные развлекательные комплексы, при этом малыш играет на автоматах, родители покупают жетоны и наблюдают за игрой за спиной у ребенка, либо отдыхая на мягких диванах. А можно в выходные с ребенком вместе поиграть в настольную игру, где и родители и ребенок становятся равными участниками игры, а малыш учится играть по правилам (соблюдать правила и в повседневной жизни, например ПДД), учится выигрывать и проигрывать, развиваются чувства, эмоции. И это действительно СОВМЕСТНАЯ деятельность. К тому же мы можем научить ребенка играть в игры, в которые играли сами, когда были детьми, возникает диалог поколений, передача жизненного опыта – это и есть воспитание.
Модератор подсказывает папам, что при условии большой нагрузки на пап по материальному обеспечению семьи за порой короткие отрезки времени прямого общения с ребенком, но качественного, насыщенного положительного эмоциями и переживаниями, отец оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, рисует образ отца, который малыш пронесет через всю свою жизнь…
Сложности
Трудность в том, что основную ставку мы хотели сделать на мужчин, которые готовятся стать отцами (женщина находится в состоянии беременности), либо у которых дети до года. Но, к сожалению, такую группу пока не удалось собрать. Здесь есть и административные препятствия: женские консультации не охотно передают информацию о «Папе-школе», считая, что мы «едим их хлеб», «портим их отчетность», ведь при родильных домах работают школы для беременных. Хотя, на мой взгляд, у человека должен быть выбор куда пойти, и у отцов тоже должен быть этот выбор, а задача специалистов обеспечить доступность получения услуги.
Поэтому в настоящее время у нас сложилось хорошее сотрудничество со школами. Сейчас мы работаем с группами пап, у которых дети — учащиеся начальной школы. Наблюдается очень интересный факт: основная программа встреч состоит из пяти занятий, но папы продолжают встречаться и находятся новые темы для обсуждений.
Первые результаты
О результатах пока могу сказать по высказываниям отцов, по «обратной связи». Папы отмечают, что по-другому стали относится к детям, это проявляется во многих сферах: в предъявлении ожиданий и требований к детям, к формированию новых форм поведения, к совместной деятельности, минимизируется уровень проявления агрессии в детско-родительских, супружеских отношениях. В целом супружеские отношения улучшаются… Качество отношений, смысловая нагрузка этих отношений улучшается.
По исследованиям коллег из Санкт-Петербурга и Минска очень интересным результатом является: в семьях, где отцы прошли через «Папа-школу», чаще появляются так называемые «незапланированные дети». Например, супруги решили, что в семье достаточно одного или двух детей, а после папа-групп возникло желание снова испытать радость родительства и появляется второй, третий, четвертый ребенок. Меняется распределение обязанностей по уходу и воспитанием ребенка. Например, в поликлинику или на родительское собрание идет не мама, потому что она «лучше знает», а идет тот родитель, кто свободен. Мужской рациональный подход, папа тоже может «лучше знать».
Для «домашнего» обучения существует много книг, интернет ресурсов… Здесь важно общение! Как незнакомые мамочки объединяются и гуляют с колясками вместе, или около песочницы обсуждают прививки, прибавку в весе малыша, где обувь или игрушки по акции купили, так и у пап. Важно, чтобы у отцов было общее МУЖСКОЕ пространство для обсуждений. Важно, что вопросы детей и всего, что с ними связано, обсуждают только папы, это создает атмосферу комфорта (быть понятым), безопасности, снимаются различные барьеры (стеснения, страха показаться «немужественным»).
Как подключиться к проекту
Подключиться к проекту, на мой взгляд, можно проявив инициативу, подготовив в любом регионе или муниципалитете модераторов – ведущих папа-групп и иметь площадку для встреч. Модератор не обязательно должен иметь педагогическое, психологическое образование, не обязательно иметь детей, но должен иметь позитивный образ отца, мужского поведения.
Программа подготовки модераторов есть у нас и у наших коллег из Санкт-Петербурга и Белоруссии.