ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте, моему сыну 6 лет. Дома с ним занимаюсь, рисование, работа с пластилином. Подарили гитару, вроде проявлял желание, но его хватает на 5 мин., делает небрежно, быстро, чтобы я отстала с занятиями. Не хочет учиться ездить на велосипеде двухколёсном, на роликах…

Пошли на фитнес вместе, чтобы позаниматься, хоть зал не для детей, но все же, бегал от одного тренажера к другому, хотели показать, привлечь. Менял желание каждые 2 минуты.

Сегодня в разговоре сказал, что в школу не хочет, заниматься не хочет, хобби у него нет.. Хочет отдыхать, мультики смотреть, прыгать, бегать, дуреть — ну, остаться на уровне 3-4 лет. Это его постоянное состояние. Разговаривали с ним, объясняли, приводили примеры, как надо, как у нас было в его годы, результаты не впечатляют. Делаем скидки, что ребёнок, но надо расти, умнеть и делать, что-то сейчас пока мы можем изменить.

Посоветуйте, как правильно поступить.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Хочу Вам показать ситуацию, в которой оказался Ваш сын. Как Вы поведете себя?

У Вас появился личный наставник – называйте его, как хотите, учитель, психолог, тренер. Он Вам говорит, что то, как Вы живете – позавчерашний день, это все давно устарело и никому не нужно, что Вы безнадежно отстали от жизни. А для того, чтобы наверстать упущенное, необходимо прочитать сто пятьдесят книжек по психологии и саморазвитию, сто книжек по педагогике и еще чему-то, и каждый день читать все статьи на пятнадцати сайтах (ссылки прилагаются). Сам же лично этот тренер проводит с Вами сеансы психотерапии, водит на концерты и выставки, заставляет сочинять музыку и рисовать, для ускорения психотерапевтического эффекта, ходит с Вами в тренажерный зал и следит, чтобы Вы там не филонили. В общем, этакий коуч, который контролирует каждую минуту Вашего бодрствования. Понравится Вам такая жизнь?

«Да что же, я сама не знаю, чем заниматься? Да большая часть этих занятий мне совсем не нравится! Не хочу!» — вероятно, такая реакция последует. И это совершенно нормально. Напрашивается вопрос – а жить когда?

Почему человек вдруг, ни с того ни с сего начинает верить кому-то постороннему, что он от чего-то отстает? От чего, собственно? От стереотипов? От «средних показателей»? От научно обоснованных темпов? Получается, будто его личные и неповторимые потребности лучше видны со стороны, извне. Это заблуждение. И еще – недоверие к себе. Недоверие к себе, к своим чувствам и мыслям, к своим желаниям закладывается в детстве, нашими родителями, которые, от души желая нам лучшего, пытаются подогнать нас под общепринятые мерки «развитых» детей, не учитывая наших индивидуальных особенностей.

Не заставлять себя (а равно и других) следовать каким-то стереотипам, а прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу, давать себе (и другим) максимальный простор для развития СВОИХ ВНУТРЕННИХ потребностей – вот самый прямой и естественный путь к развитию способностей и всей личности.

Пример мальчишки, который обожает Лего, и ничем другим заниматься не хочет. Да, этот мальчишка выглядит солидным дядькой, и по паспорту – очень взрослый. Посмотрите, что получается, когда человек делает то, что ему нравится. Когда РАЗРЕШАЕТ себе делать то, что нравится.

У Вас есть желание, силы и время, чтобы поддерживать увлечения Вашего сына? Отлично! Используйте их эффективно. Прислушиваясь к ребенку, идите с ним туда, куда ведет он, будьте рядом и помогайте там, где Ваша помощь нужна реально. Тогда Вы с ребенком будете идти в одном направлении, и силы Ваши будут складываться, а не вычитаться, как сейчас, когда Вы попусту тратите их на борьбу. (Кстати, эти попусту растраченные силы можно использовать и на себя. А у Вас-то свое, личное, не коллективное хобби есть?).