Автор — А.В. Зайцева.
Цели и задачи по социальному развитию детей дошкольного возраста, наглядно представленные в таблице, позволяют сделать следующие выводы.
Большинство целей и задач сходны и содержатся в вышеназванных документах:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование позитивных установок к различным видам труда.
Это обусловлено тем, что в основе данного направления лежит понятие «социализация». Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. «Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров).
А. В. Петровский объясняет социализацию как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта».
Таким образом, социализация — это усвоение опыта предыдущих поколений, и задача педагога состоит в передаче этого опыта (но не знаний). Однако в двух документах есть и различия — в названии направления появился термин «коммуникация».
Коммуникация (общение или сообщение) — «передача информации от человека к человеку» (ru.wikipedia.org/wiki/Коммуникация_(психология)) — cite_note-1), сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Согласно ФГОС, игровая деятельность наряду с общением и познавательно-исследовательской деятельностью определяется:
- как вид деятельности, являющийся сквозным механизмом развития ребенка (п. 2.7);
- как специфическая для детей данной возрастной группы форма реализации Программы (п. 1.2).
Существенным отличием ФГОС является появление следующих задач:
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Эти задачи особенно важны для организаций, воспитанниками которых являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, направленном на преодоление или ослабление недостатков в развитии социально-личностной
компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Необходимо отметить, что в Стандарте учитываются «индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3), а также необходимость создания условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, май 2014.