ребенок в детском саду

 

Вопрос: Здравствуйте. Моей дочери почти 7 лет, все время плачет и молчит, не говорит что случилось. И в садике, а теперь и в школе. То тетрадь в портфеле не найдет, которой и не было, то одеть утром не знает что, хотя все приготовлено на стульчике. В общем, терпение уже заканчивается!

Общается со всеми, и со сверстниками. Очень любит отвечать у доски. Но вдруг что-то не получается — сразу плачет. Утром не может найти колготки и опять плачет. Спрашиваешь, что случилось, а она плачет и молчит.

Помогите, пожалуйста! Юлия Маковеева. 

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Это может происходить по разным причинам, но если такое поведение дочки в Вашем присутствии повторяется многократно, значит, Вы его каким-то образом поддерживаете и стимулируете. Что происходит с другими людьми, пока обсуждать не будем. Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Начну с вопроса: что Вы чувствуете, когда дочка снова начинает плакать?

А что Вы чувствуете, когда видите незнакомого плачущего ребенка или взрослого?

Ответы на эти вопросы помогут Вам разобраться в себе и своей реакции на поведение дочки.

У родителей могут быть разные установки по поводу настроения своего чада, но самая простая и нормальная реакция одна: плач — это нехорошо. Ведь с самого рождения малыша они знают, если ребенок плачет, значит, ему что-то нужно, все бросаем и занимаемся решением проблемы, пока плач не прекратится. И это вполне нормально, так и должно быть.

Но ребенок растет, и ему начинают встречаться трудности, которые нужно научиться преодолевать. И совсем не факт, что все задачи будут решаться влет, с первого раза, не факт, что не придется возвращаться к одному и тому же делу много раз, терпеть поражение и начинать заново, и так до полной победы. И куда, скажите на милость, девать свои чувства, когда в десятый раз опять не вышло?

Так что слезы и стоящие за ними эмоции – разочарование, обида, злость – не только не мешают, но и помогают человеку мобилизоваться на выполнение задачи и достижение цели. Слезы сбрасывают лишнее напряжение и делают еще много физиологически полезных вещей для организма.

А что же родитель? Ведь он привык думать, что слезы – это беда, это он недосмотрел или что-то не так сделал, или кто-то его ребенка обидел, или что-то у малыша болит… Короче, включается аварийная сигнализация, и родитель бросается спасать свое дитя. Но всегда ли здесь нужны быстрые и решительные действия?

Приятно видеть, что твой ребенок радуется, что ему хорошо и легко. Настолько приятно, что некоторые родители буквально требуют от своего дитяти быть всегда в хорошем расположении духа. Я все для тебя делаю, так что изволь радоваться. А если нет? Тогда я буду принимать меры, потому что ты обязан быть счастливым. Стоит ли говорить, что этим ребенок загоняется в очень неприятное положение, из которого он попытается выбраться любыми путями, вплоть до устойчивой депрессии. Ведь заставить чувствовать что-то определенное, как и заставить любить, невозможно, а любое действие вызывает противодействие.

Меры бывают разными. От отвлечения и развлечения до ссор и принудительных походов к психологу.

Хотя в большинстве случаев ребенку от взрослого нужно совсем другое – признать его право испытывать всю гамму чувств, во всем их первозданном богатстве и разнообразии.

У постоянных слез ребенка, как и любой другой формы поведения, есть и другая сторона, которая может заинтересовать родителя.

Дети отражают нас, это живое зеркало наших действий, поступков, привычек.

И неспособность сдержать слезы, как и нежелание четко объяснить словами свои потребности может быть (но необязательно является) отражением того факта, что в некоторых ситуациях родителям бывает трудно сдержать эмоции, и они начинают кричать и нервничать вместо того, чтобы спокойно и ясно пояснить, что не так, и чего они хотят.