В 2013 году произошло два знаменательных для дошкольного образования события: 150-летие со дня основания первого детского сада в России и признание дошкольного образования самостоятельным уровнем общего образования [13].
С какого же момента вести отсчет возраста дошкольного образования? Нужно ли в соответствии с новыми требованиями строить систему заново, и если нет, то какие изменения должны претерпеть складывавшиеся десятилетиями теория и практика дошкольного образования?
Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»?
Для государства — это особая сфера работы с детьми, в первую очередь определяющая заботу о детстве в условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми. Сегодня особое внимание уделяется сокращению очередности, повышению доступности услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.
Для общества — это особый рынок услуг по уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей. На современном этапе в большинстве регионов России он представлен упорядоченной системой государственных и частных образовательных учреждений, дошкольных образовательных групп на базе общеобразовательных школ. Также подобные услуги предлагаются различными структурами сферы дополнительного образования и частными лицами, что, безусловно, позволяет повысить количество детей, охваченных дошкольным образованием, но, как правило, не позволяет обеспечить необходимого качества образования.
И только для специалистов дошкольное образование является институтом детства, занимающимся вопросами поддержки и оптимизации естественных процессов развития детей, их воспитания и обучения.
Чтобы понять, каковы условия успешной реализации ФГОС дошкольного образования, какие трудности и какие
преобразования могут ожидать «дошкольный мир», необходимо рассмотреть его актуальное состояние.
Структура и состояние детской популяции, проблемы здоровья и безопасности детей
В докладе «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» выражается обеспокоенность положением детей на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи [4]. За последние восемь лет численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась в России с 35,8 миллиона до 29,1 миллиона, при этом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за это же время выросло на 18 процентов и составило 734,1 тысячи. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 26,4 млн. человек на начало 2008 года до 26 млн. человек на начало 2010 года.
В докладе «О положении детей в Российской Федерации» (2008 г.) отмечено, что восьмилетних детей в России почти в два раза меньше, чем восемнадцатилетних [1]. Отмечается, например, что в 2007 году впервые за 17 лет родилось больше всего детей — 1602,4 тыс. Главной причиной роста числа рождений в последнее время является то, что сейчас в детородный возраст вступило более многочисленное поколение родившихся в 80-е годы. Именно тогда в СССР проводилась эффективная демографическая политика. К 2020 году ожидается резкий спад рождаемости, так как количество женщин детородного возраста уменьшится на треть (скажутся «лихие» 90-е). Кроме того, уже сейчас 17,5 % составляют бесплодные браки, и количество их может только увеличиться, о чем говорят данные о репродуктивном здоровье детей и молодежи.
Вызывают опасение и другие показатели, определяющие здоровье детской популяции. Об этом свидетельствует содержание доклада «О положении детей в Российской Федерации» (2010 г.). В частности, общая заболеваемость детей в возрасте 0—14 лет включительно в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 2,7 % [2]. По данным НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН за 2010—2012 годы, количество детей с хронической
патологией увеличилось в 2,5 раза, а дошкольников, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3,2
раза.
Данные статистики свидетельствуют, что у 12—19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, 30—40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений (неврозов, проблем сна, невропатии, тяжелейшей адаптации).
При поступлении в детский сад значительное число детей (от 20 до 50%) имеет низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств, снижается число гармонично развитых и увеличивается число детей с дисгармоничным развитием [3].
Особую остроту проблемам, связанным со здоровьем детской популяции, придает тот факт, что ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды: отмечается рост на 67 % числа детей, поступающих в школу с пониженной остротой слуха, в 2 раза — с пониженной остротой зрения, почти в 5 раз — с нарушением осанки, в 5,5 раза — со сколиозом.
В современном обществе существуют и постоянно возникают новые факторы, представляющие угрозу для человека,
его физического и психического здоровья. Несмотря на предпринимаемые обществом усилия, растет число происшествий с участием дошкольников.
Помимо прямого вреда, наносимого физическому здоровью детей, приходится констатировать и неутешительные
симптомы, связанные с психическим здоровьем. Это объясняется тем, что депривация потребности в безопасности
— одной из базовых потребностей человека — может затормозить или деформировать развитие ребенка [8]. Итогом становятся низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокая степень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия.
Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, к проблемам во взаимодействии со сверстниками, к обострению проблем общения в семье.
Проблемы, связанные с институтами социализации детей
Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания
связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,
испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей.
Почти треть маленьких россиян — более 400 тысяч — ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш
воспитывается в неполной семье. В подобных семьях мамы подчас вынуждены работать сверхурочно, и кто-то из
них почти не видит своих чад. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной
мере заниматься воспитанием внуков.
В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников:
- забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;
- обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.
Интересен тот факт, что эволюция культуры родительства нашла отражение в Законе об образовании РФ. Если в документе 1992 года родители признавались «первыми педагогами» и за ними были закреплены определенные обязанности [6], то в редакции от 29.12.2012 указано, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей» [13]. Таким образом, государство не стимулирует родителя качественно выполнять свои обязанности, а законодательно закрепляет существующее положение дел. При этом в современных социальных условиях родители легко делегируют свои права (и обязанности) образовательным организациям.
На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательных учреждений, личности педагога,
определяемой в гуманистической педагогике как важнейший фактор общественного воспитания детей. Признание
данного положения пока не обеспечено действующими программами среднего и высшего профессионального образования, в которых не представлены задачи обеспечения компетентности будущих специалистов в области личностных качеств. Анализ программ подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование»
с профилем подготовки «Дошкольное образование» показывает, что они не отражают целого ряда направлений
работы современных дошкольных образовательных организаций.
На данном этапе разработки не добавляет ясности и профессиональный стандарт педагога, в котором профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя) механически
спроецированы с характеристик учителя, поэтому не отражают специфику работы на дошкольном уровне образования.
Отсутствие последовательности в вопросах повышения оплаты труда педагогических работников, наряду с
другими изъянами кадровой политики, в условиях деятельности по увеличению охвата детей дошкольного возраста организованными формами образования приводит к усилению тенденции дефицита специалистов. На фоне естественного старения педагогических кадров, отсутствия программы, обеспечивающей преемственность поколений педагогов, в условиях фактического распада методических служб на уровне образовательных учреждений, районов, регионов это становится фактором системного кризиса в кадровой и финансовой политике в области дошкольного образования. В условиях малого города и сельской местности все это может стать фактором социальной дестабилизации.
Проблемы исследования семьи и детства
Преобразования, происходящие в обществе, обусловливают появление новых особенностей в процессах
социализации детей, в содержании субкультуры детства. В этой связи актуальной становится проблема изучения
происходящих в обществе изменений, выявления существующих тенденций и понимания культурной составляющей
развития детства, возможностей ее учета при организации обучения и воспитания дошкольников.
Многие проблемы дошкольного образования связаны с сохранением стереотипов общественного восприятия
ребенка, характеризующегося непониманием и нежеланием общества принимать объективную природу детства, уникальные закономерности развития дошкольника как данность. В культурной сфере современного социума так и не появились маркеры пространства и времени Детства (Д.И. Фельдштейн) как психолого-педагогического и социокультурного феномена с собственными законам развития, институтами поддержки и жизнеобеспечения.
Детство в современном обществе имеет переходный и неопределенный статус. С одной стороны, четко очерченные
в международных и федеральных документах границы (возраст, гарантии), с другой — размытые статусные позиции в области поддержки детства и защиты прав детей, скользящие рамки психологических возрастов.
Данные противоречия обусловливают неоднозначность понимания детства и в то же время требуют определения основ сопровождения, поддержки и фасилитации развития детей, поскольку дети составляют основу человеческого капитала, а инвестиции в детство во многом определяют качество жизни конкретного общества в ближайшем будущем [1].
Сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи). Так в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные с присмотром и уходом в раннем возрасте и с подготовкой к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинный смысл и предназначение дошкольного образования состоит в накоплении потенциала развития Детства.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует ни системного исследования детства, ни прогноза развития дошкольного образования. Фактически дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Особенности государственной образовательной политики
Юридически система образования дошкольников является элементом государственной системы образования — специального социального института, разрабатывающего и осуществляющего на практике различные образовательные программы. Термин «дошкольное образование» впервые появляется в заголовке статьи 18 федерального закона «Об образовании» (1992 г.). При этом официально уходят в прошлое более узкие понятия — дошкольное обучение и воспитание дошкольников (соответственно, 60—70-е и 80—90-е годы прошлого века).
Однако это не привело к серьезным изменениям в содержании дошкольного образования, стилях взаимодействия и методах работы с детьми. Преобразования, характерные для всей системы образования, начиная с конца XX века, стали реальностью дошкольного образования относительно недавно.
Новые реалии и задачи нашли отражение в
- Федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [10; 9],
- в новой редакции Типового положения о дошкольном образовательном учреждении [11],
- региональных целевых программах развития дошкольного образования [5].
В свою очередь, позиция государства в вопросах развития образования представлена в следующих документах:
- указ «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы»,
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (подписаны Президентом в 2012 г.),
- государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утверждена Председателем Правительства в 2012 г.).
Данные документы определяют стратегические ориентиры развития системы образования страны, но не отвечают на вопросы о том, как будет обеспечена общедоступность дошкольного образования, что именно (какая часть работы ДОО) будет финансироваться государством, как может быть организовано и чем регламентировано образование дошкольников в семье, как сформулировать требования к результатам дошкольного образования с учетом особенностей детей дошкольного возраста и задач их дальнейшего развития.
Названные проблемы порождают эклектичность и фрагментарность преобразований в социальной и экономической сферах, их рассогласованность с реформами в области демографической и образовательной политики. Это затрудняет не только формирование механизмов поддержки детства, но и в целом нарушает системное видение данного феномена в современном обществе, становится причиной отсутствия четких стандартов качества жизни ребенка, комплексных федеральных и региональных программ развития дошкольного образования, поддержки детства.
В существующих условиях не могут быть решены вопросы, связанные с обеспечением равной доступности и качества
образовательных услуг независимо от места жительства, не получают распространение деятельностные (проектные, исследовательские) личностно-ориентированные образовательные технологии, не происходит усиление
участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Представленный анализ основных аспектов, составляющих реалии современного дошкольного образования, позволяет заключить, что успешное внедрение ФГОС возможно при определенных условиях:
- Осуществление масштабного исследования детства, особенностей детской популяции.
- Определение места и роли дошкольного образования в образовательной системе России, его возможностей, как в формировании человеческого потенциала, так и в капитализации ресурсов развития общества на ранних этапах детства.
- Кадровое обеспечение проводимой государством политики реформирования дошкольного образования.
- Системное обновление дошкольного образования на основе понимания современных проблем детства.
Каждый из элементов системы должен претерпеть изменения в контексте общей идеи (концепции) развития дошкольного образования. Так, цель образования должна быть представлена не только в свете идеалов общества, но и с позиций диагностичности, измеряемости результатов. Общие цели необходимо конкретизировать в задачах, что позволит структурировать содержание, сделать его изоморфным культуре.
Определение целей и задач образования (стратегических ориентиров) сделает возможным выбор тактических решений — адекватных реализуемому содержанию технологий, форм и методов обучения, воспитания, развития дошкольников, логики взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Определение требований к содержанию дошкольного образования, которые позволят уйти от ситуации сужения проекции содержания культуры в образовательном процессе ДОО.
Содержание образования во многом обуславливает эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса. Необходимо обеспечить репрезентацию основных компонентов социокультурного опыта (И.Я. Лернер): эмоционально-оценочного и мотивационно-ценностного, представлений и знаний, опыта осуществления известных способов деятельности, опыта творческой деятельности.
Содержание дошкольного образования следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребенка. Только тогда можно существенно
обогатить развитие и сделать его достоянием детства.
- Преодоление формализации основных показателей развития и игнорирования реальных потребностей ребенка, недооценки социальной роли и культурной миссии дошкольного образования.
- Проведение законодательской работы по оформлению статуса дошкольного образования в системе многоуровневого непрерывного образования.
- Обеспечение экономической составляющей процесса легитимизации дошкольного образования на уровне государства, отказ от идеи финансирования по «остаточному принципу».
- Реформирование практики управления образованием в духе осуществляемых системных преобразований, уход от управления в стиле «латание дыр» и принципа управления «по аналогии» — как другими подсистемами образования.
На управленцев и политиков должна быть возложена ответственность за обеспечение материальных условий реализации программ дошкольного образования, тогда как сегодня они в основном осуществляют функции контроля [12].
- Важнейшей функцией управленческих структур должна стать оптимизация взаимодействия элементов системы: педагогических вузов и ссузов, учреждений дополнительного образования взрослых, НИИ, общеобразовательных школ, дошкольных образовательных организаций, Центров психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и др. Это позволит обеспечить реализацию образовательной политики государства на уровне регионов с учетом их особенностей этнокультурного и социально-экономического характера.
- Становление семьи в качестве полноправного субъекта общественной жизни, востребованность и обретение родителями действенных прав и реальных возможностей растить и воспитывать здоровых детей, подкрепленных гарантиями со стороны государства.
Литература:
1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября
2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2008—2009 годы).
2. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации» (2010).
3. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной
компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М.: Педагогическое общество России, 2013.
4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» (2006).
5. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011—2015 годы.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
7. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования: кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования: теория и практика / под ред. Н.В. Микляевой.
Коллективная монография. — М.: МГПУ, 2013.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. — 2010. — 5 марта. .
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении типового положения
о дошкольном образовательном учреждении» .
12. Русаков А. Зачем нужен стандарт дошкольного образования? // Детский вопрос. — 2013. — № 10.
Авторы — А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, декабрь 2013 г.