ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Моей дочке 5 лет. Я работаю до 9 вечера с графиком два через два. Часто в свободные дни хожу на халтуры. У дочки стал появляться негатив практически ко всему. Пропал интерес ко всем игрушкам и занятиям, которые когда-то любила. Ей интересно только смотреть телевизор. Без агресивного поведения не проходит и дня, а если отругаешь или по-хорошему объясняешь, замыкается или начинает плакать.

Я на ее поведение стала радражаться и часто на нее кричать, либо говорить в повышенном тоне. Понимаю, что мне нужно налаживать с ней контакт, но не знаю, с какой стороны подойти и с чего начать.

Если я выходная, то провожу с ней больше времени. Мы можем заниматься всем, чем она захочет, но надолго ее не хватает. Она просит включить ей телевизор и все. У нее проявляется такая неприятная черта, как только мне и больше никому.  Если что-то происходит не по ее желанию, то она сразу обижается и говорит: «Все, я с тобой не дружу». 

На Новый год мы смотрели концерт и мне понравилась песня со сценой трех ковбоев с пистолетами, так она вообще убежала под елку и нарисовала сердце целое, а рядом разделила его пополам. Она сказала, что меня не любит и отправляет в другой мир, а сама уйдет в тот мир, где у ребят нет мам, и будет с ними играть, потому что мне понравились эти плохие дяди.

Но при этом она ласковая со мной. Мы с ней постоянно целуемся, обнимаемся — по несколько раз за день. Говорим, что любим друг друга. 

 Я пытаюсь восполнить то время, когда меня нет, но как только что-то происходит против ее желания, то все становится с ног на голову. Людмила

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Людмила. Читая Ваше письмо, у меня возникло ощущение, что Вы испытываете чувство вины перед дочкой, что так много работаете.

Очень хочется напомнить, что для детей важно и ценно не столько количество времени проведенного с ними, а то, чем это время наполнено.

Очень часто бывает, что мама неотлучно сидит с малышом дома, но с ним ли она душой? А бывает, что есть возможность провести лишь несколько часов, но каких!!! Полных игр и веселья, или тихого СОЕДИНЕНИЯ вместе.

Но сначала мне хочется уточнить несколько деталей:

  1. Как давно Вы работаете в таком графике?
  2. С кем ваша дочка остается, когда Вы на работе?
  3. Менялось ли что-то в вашей жизни в последнее время, что могло повлиять на дочку?
  4. Ее реакции поменялись без какой-то видимой причины? Или что-то произошло?

Ответы на эти вопросы помогут нам более точно разобраться, что происходит с Вашей дочкой и дать более конкретные и полные рекомендации.

Давайте вместе поразмышляем, что можно сделать в вашей ситуации.

  • В первую очередь Вам самой необходимо успокоиться и снять с себя вину за то, что Вы работаете в таком графике.

Если у вас нет возможности работать иначе, если вам нравится ваша работа или что-то еще, вы не можете этого изменить. И дочка ваша уже в том возрасте, когда не нуждается в вас физически постоянно, как младенец. Дети очень внимательны и очень хорошо нас знают и чувствуют. Видя ваше смятение, чувство вины, дочка может неосознанно манипулировать вами. Поэтому очень важно для себя самой обрести опору в том, что вы иначе работать сейчас не можете, так лучше для вас и вашей семьи. Ваши спокойствие и уравновешенность будут залогом спокойствия ребенка.

Кроме того, при ежедневном графике работы у мам остается еще меньше времени на общение с детьми, чем при сменном. Более того, вам нужно помнить о том, что вам тоже надо отдыхать и любить себя. И только тогда вы сможете полноценно общаться с дочкой, с радостью, любовью и желанием. И дочка будет видеть счастливую маму.

О своих чувствах очень полезно говорить ребенку: я устала, я хочу отдохнуть, я расстроена. Тем самым Вы даете дочке пример и учите ее разбираться в себе и в окружающих, строить отношения, уважать себя и свои чувства.

  • Да, Вы абсолютно правы, что вам нужно налаживать отношения друг с другом. Как можно это сделать?

Постарайтесь для начала войти в сферу интересов дочки. Посмотрите вместе с ней мультфильмы (или то, что она смотрит). Вместе проживите просмотренное. Ваши живые реакции на то, что происходит на экране, уже сблизят вас. А после пообщайтесь о том, что увидели. Спросите у девочки, что ей больше всего понравилось, что не понравилось. О чем мультфильм. Какой ее любимый персонаж. Можно попросить нарисовать его или любимый эпизод. Можно слепить из пластилина и вместе придумать новые истории, которые могли бы произойти с персонажами.

Но помните! Важно, чтобы вам это самой было интересно. Важно, чтобы это было живое общение, а не допрос. Так как тогда не произойдет чуда соединения, и, скорее всего, дочка не станет рассказывать вам ничего, а уйдет снова в телевизор.

Может быть, с первого раза не получится, может быть, потребуется время. Однако не отчаивайтесь! Постепенно Вы найдете ключи к сердцу девочки. Можно просто понаблюдать, что она смотрит, во что играет и так далее.

Вот еще несколько игр и идей для проведения совместного досуга:

Волшебный ковер

Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с ребенком.

Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в страну чудес. Конечно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть ребенок сам фантазирует (вы помогаете, только когда это необходимо). Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыш не успокоится.

Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

Совет рассказчику

Лучший способ стимулировать творческое воображение ребенка — относиться внимательно ко всему, что он говорит. Восхищайтесь героями сказок, которых он сам создал в своем воображении, и не будьте слишком строги к ним. Не удивляйтесь, если рассказ зайдет за границы здравого смысла.

Поговорим о животных

Выключив свет, попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: «Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?» И если последует положительный ответ, то попросите назвать это животное.

Эта игра дает прекрасную возможность подробно поговорить с ребенком о животном мире. Вы получите большое удовольствие, рассуждая с ним о разных птицах, зверях и насекомых. Жаркий и долгий летний день, оказывается, можно сравнить с медлительной черепахой, а день, заполненный заботами, суетой, спешкой, — с обезьяной, ящерицей или лисицей. Сначала вы должны сами сказать, кого напоминает прожитый вами день, например: «Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож день у тебя?»

Рассказ об игрушке

У большинства детей есть игрушечные животные. Ложась спать, малыш чувствует себя в безопасности, если рядом с ним лежит любимая кукла или зверюшка. Поэтому сделайте одну из игрушек главным персонажем вечерней сказки. Пусть ребенок сам выберет, какую захочет, и расскажет о ней историю. Только нужно обязательно помочь малышу.

Начните рассказ, а затем предложите ему продолжить. Например: «Жил был лев по имени… Лев жил в… Он очень любил есть…» Теперь спросите: «Как ты думаешь, кто был его другом?» Это позволит пробудить воображение и фантазию ребенка. Поинтересуйтесь, где лев любил гулять, о чем он думал, просыпаясь по утрам, и т. д. Постарайтесь понять все, о чем хочет сказать ребенок, и помогите ему сочинить интересную историю.

Почитаем вместе

Все родители знают, какую важную роль в развитии ребенка играет чтение. Это занятие традиционное, но оно во все времена увлекало детей. Исследования показали, что ребенок, которому много читают, быстрее начинает читать самостоятельно. Некоторые дети любят снова и снова возвращаться к одной и той же книге. Другие предпочитают разнообразие.

Если ваш ребенок постигает грамоту, старайтесь читать с ним по очереди одну и ту же книгу. Выбирайте по мере возможности хорошую детскую литературу — советуйтесь с библиотекарем, педагогом или просматривайте проспекты и другие информационные источники о лучших книгах для детей. Необходимо подбирать издания, соответствующие возрасту ребенка, хорошо написанные и красочно оформленные. Такая литература стимулирует воображение ребенка, и, если книга действительно интересная, она доставит удовольствие и вам.

Когда малыш начнет уже читать сам, не прекращайте читать ему вслух. Даже дети, которые уже хорошо овладели грамотой, любят, когда им читают перед сном. Если ребенок, увлекаясь, не может остановиться, тогда заранее вложите закладку на несколько страниц вперед и заканчивайте чтение, когда дойдете до этого места.

Знаешь ли ты, что я чувствую?

Время перед сном — самый удобный момент для доверительного, задушевного разговора. Раскрываясь друг перед другом, вы сможете узнать, совпадают ли чувства, которые овладевают вами и вашим ребенком, в определенной жизненной ситуации. Можно задавать вопросы общего характера, например: «Что ты чувствуешь, когда встречаешься с чем-либо неприятным? Что ты испытываешь, если твой друг поступает нечестно?»

Вопросы могут быть и более конкретными: «Что ты почувствовал, когда сегодня утром мы встретили доктора?», «Что ты подумал, когда за обедом папа рассердился на Мэта?»

Разговор должен начать взрослый и при этом быть искренним. Тогда и ребенок будет говорить откровенно и сможет понять, что взрослые также способны переживать.

Как только вы освоите эту игру, вам станет легче справляться с неприятными ситуациями, а малыша она научит общаться с другими людьми и делиться своими чувствами. Наконец, вы многое узнаете о своем ребенке.

Будьте осторожны

Никогда не указывайте ребенку, как нужно или как не нужно относиться к тому или иному событию, или что он неверно называет те чувства, которые испытывает. Если ребенок говорит: «Я схожу с ума»,а вы считаете, что он просто испугался, можно сказать: «А я, попав в такую ситуацию первый раз, не сходил с ума, я просто боялся». Если вы хотите сохранить с ним доверительные и близкие отношения, никогда не говорите: «Ты не сошел с ума, а просто боишься».

Воспоминания

Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.

Игра теней

Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети. Подвесьте в центре комнаты лист бумаги. Выключите свет и осветите фонариком лист с задней стороны. В это же время кто-нибудь должен шевелить пальцами и руками между листом бумаги и фонариком, проецируя на бумагу тень. Те, кто сидит перед «экраном», должны понять, на что похожи тени, и рассказать какую-нибудь историю.

В эту игру лучше всего играть вечером в выходные дни, когда к вам в гости приезжают родственники и друзья.

Массаж

По вечерам мы часто беседуем с ребенком, обсуждаем события дня, читаем, секретничаем. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения — он хочет чувствовать ваше прикосновение. Мягкий, ласковый массаж поможет ему успокоиться и заснуть. Что может быть приятнее нежного поглаживания спины, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку.

Если малыш перевозбужден, начните массаж со ступней (если только он не боится щекотки), предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем то же самое проделайте с руками малыша. Потом попросите его расслабить плечи и мягко их помассируйте. По завершении перейдите к шее и наконец к голове.

Делайте это при слабом освещении, очень спокойно, говорите монотонным голосом или тихонько напевайте, и вы увидите, поможет ли это вашему ребенку заснуть.

«Карта» массажа

Существует особый способ массажа спины, специально предназначенный для того, чтобы научить ребенка легко распознавать на географической карте стороны света.

Начните поглаживать спинку малыша, поясняя, в каком направлении вы это делаете. Если ваша рука движется вверх, значит вы направляетесь к «северной» части спины. Если вниз — скажите, что вы путешествуете на «юг». Почешите ему левый бок и объясните, что это «запад». Затем переместитесь направо, к «восточному боку». И когда ребенок научится распознавать стороны света, он сможет сам сказать вам, в каком направлении его нужно помассировать. На следующий вечер можно поменяться местами, попросив ребенка, чтобы он в определенном направлении погладил вам спину. Когда малыш начнет хорошо различать стороны света, расскажите ему о северо-западе, юго-востоке. Позже повторите «урок», глядя на глобус или географическую карту.

Утомленная парочка

Если день выдался трудный и вы устали, вам обоим необходим именно такой отдых. Выключите свет, лягте рядом с ребенком на кровать, разумеется, если позволяют ее габариты, и скажите: «Папа (или мама) сегодня вечером ужасно устал(а), поэтому не можешь ли ты рассказать мне какую-нибудь хорошую сказку, чтобы мне легче было заснуть. Посмотрим, кто из нас заснет первым». Попытайтесь заснуть рядом с малышом. Если кровать маленькая, возьмите подушку и расположитесь рядом на полу.

Текущие события

Ваш ребенок, по-видимому, уже привык к тому, что вы читаете газеты и журналы. Просматривая их вместе с вами, он почувствует себя взрослым и ему будет особенно интересно, если вы расскажете о том, что изображено на картинках. Не забывайте, что малыш только играет во взрослого, но при этом еще ребенок, поэтому, давая пояснения, постарайтесь избегать сложных терминов, которые могут его утомить. Кроме того, разумно выбирайте темы.

Показывайте друг другу картинки в журналах и газетах и подробно рассматривайте важные и интересные детали. Помогите ему подключить воображение и выявить способность оценивать, тогда вы поймете, что он видит на картинке. Вот некоторые вопросы, которые могут быть полезны.

— Что происходит на картинке?

— Как ты считаешь, часто ли люди делают это?

— Ты тоже хотел бы заниматься этим? А как бы ты это сделал?

Именно так наш четырехлетний друг Адам во время последних президентских выборов стал очень хорошо разбираться в событиях. Он узнавал кандидатов, увидев их в газете или журнале, и всех агитировал за своего избранника.

Звездочет

Это занятие может показаться не таким увлекательным, если вы живете в городе. Но если у вас есть дом в пригороде, а еще лучше в сельской местности, эта игра оставит неизгладимое впечатление у вас и вашего малыша. Вы можете превратить ее в ежегодный ритуал, когда отдыхаете за городом. Если метеорологи предсказывают ясную и теплую погоду, позвольте ребенку не ложиться спать до темноты, и вместе отправляйтесь на улицу, захватив спальный мешок или одеяло и подушку. Лягте поудобнее и смотрите на звезды, обсуждая то, что видите. Если вам удастся найти время для этого занятия, вы не пожалеете.

Где ты?

Завяжите ребенку глаза и водите его по квартире. Остановитесь и спросите ребенка, где он находится (в кухне, коридоре и т.д.).

Весы

От деревянного конструктора вам понадобится кубик и длинный брусок. Положите брусок на кубик – получатся весы. Кладите на разные концы «весов» предметы и определяйте, который тяжелей.

Прогулка по квартире

Походите с ребенком по комнате и поищите предметы определенного цвета (синего, красного и т.д.) или, например, большие предметы или то, что сделано из дерева.

Также очень рекомендую почитать книгу Татьяны Бабушкиной « Что храниться в карманах детства» и М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». В них Вы найдете множество идей для организации игр с ребенком.

Как реагировать в конфликтных ситуациях, когда дочка проявляет агрессию по отношению к Вам или к кому-то другому?

Конечно, то, что Ваша дочка замкнулась на телевизоре, проявляет негативизм и грубость по отношению к Вам, говорит о том, что ей необходима Ваша помощь, она столкнулась с какими-то трудностями и сама не может их преодолеть. Таким своим поведением она сообщает Вам о том, что ей сейчас плохо и необходимы Ваши поддержка и понимание. Но, с другой стороны, позволять грубость и манипулирование вами тоже не стоит допускать. Поэтому Вам стоит сохранять спокойствие, насколько это возможно, этот сложный период пройдет, это только временно.

Старайтесь не переходить на крик и грубость в ответ. Тем самым Вы только усугубите ситуацию. Постарайтесь сказать, что Вам неприятно, когда на вас кричат: «Давай я помогу тебе успокоиться и ты расскажешь, что тебе не нравится. Ты злишься, что мне понравилась песня с ковбоями? А что тебе не нравится? Да, мы с тобой разные, нам могут нравиться разные песни». Поговорите, расскажите кто такие ковбои, что они не разбойники. Поговорите, обсудите, что чувствуете.

ОЧЕНЬ ВАЖНО озвучивать свои чувства и слышать чувства дочки. Именно тогда и складывается взаимопонимание и ощущение, что меня мама понимает и слышит, я не одна, мама всегда готова мне помочь, особенно когда мне плохо.

Не оставляйте ее одну с ее негативом. Постарайтесь успокоить, услышать и понять, что творится в ее душе. Особенно это важно, когда ребенок проявляет такие негативные реакции, как крик, гнев, злость. Тем самым мы сообщаем ему, что мы любим и принимаем его безотносительно его проявлений. Это очень важно для ребенка, чувствовать, что его любят не только тогда, когда он «хороший», но и тогда, когда проявляет свои негативные чувства. А тем, что вы проговариваете, что испытываете, вы учите дочку социально-приемлемым способом выражать себя и свои чувства.

Запаситесь трепнием и любовью. Постепенно ситуация наладится. Удачи!

______________________

Читать также: