ребенок в детском саду

уголок дошкольника

До двух лет ребенок воспринимает все вокруг как развивающую среду и в отдельном уголке не нуждается. Однако со временем, для малыша требуется отдельное пространство, свой мирок, где ребенок может сконцентрироваться на игре, творчестве, занятиях. 

Обустраиваем уголок дошкольника

Уголок дошкольника — это, прежде всего, стол и два стула. Стол обычный, простой, с ровной поверхностью. Форма стола — прямоугольная, оптимальный размер — 50х70 сантиметров. Сейчас есть масса красивых и интересных вариантов круглых столов. Но! Круглый стол очень неудобен: при рисовании, лепке локти у малыша будут свисать, что создаст дополнительную нагрузку на корпус тела. Обязательно должна быть опора. Кроме этого, понаблюдайте за детьми, сидящими за круглыми столиками: они постоянно прижимают грудь к поверхности стола, формируя тем самым неправильную осанку. На столе должно быть удобно рисовать, лепить, играть в настольные игры, собирать конструктор.

Детский стол часто придется протирать после художеств с красками или лепки из пластилина. Именно поэтому лучше не ставить в уголок дошкольника стол с картинками. Пара опрокинутых банок с водой из-под краски, и весь рисунок сходит, оставляя некрасивые следы. Можно, конечно, продумать своего рода скатерть или большую салфетку, но они будут стеснять движения ребенка.

В комплект к столу необходимо приобрести два или больше стульев. Один стул предназначен для ребенка, второй -для взрослого. В возрасте до пяти лет дети долго не могут оставаться одни, они нуждаются в руководстве взрослого, в интерактиве и общении. При этом, стулья должны находиться на одном уровне, чтобы избежать градации: выше-ниже.

Внимание! Если площадь комнаты не позволяет разместить уголок дошкольника, то всегда можно найти выход из положения — например, использовать складной столик. 

Важный элемент — стеллаж, расположенный на таком уровне, чтобы ребенку было удобно с полок доставать предметы, необходимые для игры и творчества. Дополнением к отсеку для хранения игрушек и обучающих пособий могут стать пластиковые коробки. Лучше всего брать прозрачные и надписать, где что лежит. Обязательно подключите к этому процессу ребенка: он научится выделять общие свойства у предметов (краски, пластилин, клей, ножницы — складываем в один ящик, детали от конструктора — в другой ящик).

Дети часто предпочитают проводить время на полу, где ничто не сковывает их движений. Не ограничивайте уголок дошкольника играми, требующими усидчивости, нахождения за столом. Расстелите на полу коврик. Размер напольного игрового пространства — 70х70 сантиметров.

Отдельно стоит остановиться на освещении. Лучше всего располагать уголок дошкольника таким образом, чтобы свет от окна падал прямо на стол, либо окно было размещено слева от уголка. Искусственное освещение следует располагать слева или сверху, чтобы тень от рук не мешала процессу творчества, чтения, игры… Освещение должно быть рассеянным, поэтому самыми пригодными для уголка дошкольника считаются матовые лампы и абажуры.

В уголке дошкольника можно разместить аквариум с рыбками, растения. Их можно поставить на подоконник. Только в этом случае, избегайте вьющихся и высоких растений, которые будут заслонять свет.

Частые ошибки родителей

Некоторые родители и вовсе не видят необходимости в выделении отдельного уголка для ребенка. Мол, малыш может играть везде, аргументируя это тем, что квартира — сама по себе огромная игровая. Однако организованный грамотно урок дошкольника приучает ребенка к дисциплине, к порядку. Малыш сам себе здесь хозяин: знает, конечно, с подсказкой от взрослых, где лежат игрушки, где картон, где краски.

Другие родители предлагают ребенку сидеть за взрослым столом, мотивируя это тем, что до школы всего ничего, каких-то пять лет. Потерпит. Однако подобные размышления могут сказаться не лучшим образом, в первую очередь, на здоровье малыша. Не выполняется ряд условий, предъявляемых к уголку дошкольника: с одной стороны, ребенок может тянуться вверх, пытаясь разглядеть игры/картинки в книге и прочее — это хорошо для осанки, однако вредит зрению. Как правило, такой стол оказывается заставлен еще массой предметов, отвлекающих внимание ребенка и мешающих самостоятельным занятиям.

Другая крайность — когда ребенку ясельного возраста предлагают творить в стуле для кормления. Вроде, имеется столик, ребенок сидит удобно. Но! Подлокотники мешают графической деятельности. Ребенок зажат, не может перемещаться в пространстве, соответственно, такой самозванный уголок дошкольника резко ограничивает число занятий, которыми можно за ним заниматься.

Дорогие родители! Подойдите серьезно к организации отдельной мини-мастерской/библиотеки/игровой — всего того, что мы называем уголком дошкольника. В будущем вы избежите массы проблем, пытаясь уговорить ребенка посидеть за столом хоть десять минут и сделать домашнее задание. 

Автор — Даниленко Мария.