ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Занятия в детском саду помогают проводить игры в детском саду с обучающей целью. Дети учатся навыкам общения, сосуществования в одном коллективе.

Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОМ УГОЛКЕ.

Задачи занятия в детском саду:

  • учить детей анализировать проступки, находить причину конфликта, дифференцировать эмоциональные переживания;
  • знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении;
  • учить аргументировать оценки различных поступков, формулировать свои высказывания;
  • закреплять правила поведения в игровом уголке, вызвать стремление быть добрым, отзывчивым;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Подготовительная работа:

  • чтение и анализ рассказов В. Осеевой «Беседы о добре и зле»,
  • беседы об эмоциях,
  • заучивание стихов,
  • тематическое рисование «Ночные приключения игрушек».

Материалы занятия в детском саду:

  • дидактическая картина «В игровом уголке»,
  • игрушки,
  • карточки-схемы,
  • иллюстрирующие правила поведения в игровом уголке,
  • рисунки с изображением игрушек с недостающими деталями.

Ход занятия в детском саду В ИГРОВОМ УГОЛКЕ

Воспитатель:

– Сегодня мы поговорим о правилах поведения в игровом уголке, о том, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям.

Беседа по картине «В игровом уголке».

Вопросы к детям:

– Где происходит действие?
– Зачем в группе нужен игровой уголок?
– Кто нарисован на картине?
– Что делают дети? Каждый из детей?
– Все ли дети относятся друг к другу по-доброму?
– А есть ли такие, кто не научился играть, поступает недружелюбно?
– Игровой уголок один, а детей много. Что нужно сделать, если несколько ребят захотели играть одной и той же игрушкой? (Нужно уметь договариваться. Можно играть по очереди.)
– Как можно договориться?
– Как вы договариваетесь со своими друзьями?

Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку и подумать, что можно сделать в этой ситуации, как исправить ее, чем помочь.

Две девочки представляют ситуацию «Поссорились».

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала.
И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель задает следующие вопросы ребятам:

– Подумайте и объясните, из-за чего поссорились девочки?
– А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
– Как вы думаете, что чувствуют те, кто ссорится?
– А можно ли обойтись без ссор?
– Подумайте, как девочки могут помириться?

Воспитатель предлагает ребятам послушать, как заканчивается стихотворение:

Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»

– Если дети поссорились или, не желая того, обидели друг друга, то это можно исправить, если вовремя извиниться и
помириться. Когда миришься, обида сразу проходит, становится приятно и радостно. Почаще улыбайтесь, и вам не придется
ссориться!

Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и проговорим «мирилку», скрестив  мизинцы пальцев:

Больше ссориться не нужно!
«Мир и дружба»,
«Мир и дружба»!

Воспитатель продолжает беседу с детьми:

– А еще можно наблюдать среди ребят не только ссоры, но и драку. Скажите, пожалуйста, какой по характеру человек,
который дерется? Вам хочется играть с драчуном? Почему?

Дети обсуждают вопросы воспитателя, затем один из них читает стихотворение Т. Ткаченко.

Ребенок:

Если у тебя отняли
От конструктора детали
Или кто-то без причины
Вырвал руль твоей машины.

Не спеши кричать и драться.
На обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный не дерется!

Воспитатель:

– Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? (Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.)

Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с драчунами
Спор решают с кулаками.

Физкультминутка

Воспитатель предлагает выбрать себе друга и быстро-быстро пожать ему руку, далее говорит, какими частями тела «нужно будет помириться друг с другом»:

  • правая рука к правой руке другого ребенка;
  • спина к спине;
  • левая нога к левой ноге;
  • ухо к уху;
  • пятка к пятке и т.д.

Ребенок читает стихотворение Т. Ткаченко:

А он упал и прямо в грязь,
Она чуть-чуть не подралась…
Володя ваш почти не ел.
Ваш Юра слишком тихо пел.
Про всех все знает, все расскажет,
О чем не спрашивают даже.

Воспитатель задает вопрос:
– О ком это стихотворение? (Это стихотворение о ябеде.)

Ребенок читает окончание стихотворения:

И за такой-то честный труд
Мальчонку ябедой зовут.

Вопросы к детям:

– Хорошо ли ябедничать? Почему?
– Что делать, если кто-то из детей сидит один, скучает или даже плачет? (Нужно его позвать играть, предложить игрушку.)
– В какие игры вы любите играть?
– Как бы вы поступили, если бы хотели играть с детьми, которые уже играют без вас?
– Как правильно обратиться к другим детям и предложить поиграть вместе?
– Если вы не хотите играть с кем-то из детей, как следует поступить?
– Каким нужно быть человеком, чтобы с тобой хотели дружить люди?

Воспитатель подводит итоги беседы и делает вывод о том, что ребята теперь знают, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям. Затем спрашивает:

– А что надо сделать, когда игра закончена? Приятно ли будет игрушкам валяться кучей на ковре? А вот и игрушки пожаловали к нам на занятие.

Дети с игрушками в руках рассказывают отрывок стихотворения Б. Заходера «Песня игрушек»:

Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают, –
Мы ведь знаем,
Что слезы от бед не спасают.

Не заметишь обиды
По нашему виду –
Мы ребятам прощаем
Любую обиду.

Оттого-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают.

Оттого-то не знают
(И знать не хотят!),
Как мы верно и преданно
Любим ребят!

Воспитатель предлагает послушать, о чем разговаривают игрушки: они жалуются друг другу, хотят вернуться в магазин, очень довольны своей жизнью в детском саду.

– Ребята, посмотрите, игрушки просят помощи, давайте их полечим. Давайте дорисуем лапу, нос, ухо, колесо, чтобы они стали, как новые.

Игрушки благодарят детей и уходят.

Дети рисуют.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены схематически следующие сюжеты:

  • не дерись;
  • не спорь по пустякам;
  • не ябедничай;
  • не зазнавайся;
  • делись с товарищами игрушками;
  • не отнимай игрушки;
  • пригласи в игру стоящего одиноко в стороне;
  • поиграл, убери за собой;
  • если поступил плохо, признай свою вину;
  • говори волшебное слово «пожалуйста»;
  • говори волшебное слово «спасибо»;
  • не забудь и волшебное слово «прости».

Воспитатель и дети вместе решают, как лучше собрать пирамиду правил и повесить их в игровом уголке, чтобы никогда не забывать о них.

Воспитатель:

– Я чувствую, что дружбы у нас в группе стало больше. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Автор — Виктория Владимировна Пальшина, воспитатель детского сада № 47 ОАО «РЖД», г. Александров (Владимирская область).

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №2 за 2011 год.