Занятия в детском саду помогают проводить игры в детском саду с обучающей целью. Дети учатся навыкам общения, сосуществования в одном коллективе.
Предлагаем Вашему вниманию конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИГРОВОМ УГОЛКЕ.
Задачи занятия в детском саду:
- учить детей анализировать проступки, находить причину конфликта, дифференцировать эмоциональные переживания;
- знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении;
- учить аргументировать оценки различных поступков, формулировать свои высказывания;
- закреплять правила поведения в игровом уголке, вызвать стремление быть добрым, отзывчивым;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Подготовительная работа:
- чтение и анализ рассказов В. Осеевой «Беседы о добре и зле»,
- беседы об эмоциях,
- заучивание стихов,
- тематическое рисование «Ночные приключения игрушек».
Материалы занятия в детском саду:
- дидактическая картина «В игровом уголке»,
- игрушки,
- карточки-схемы,
- иллюстрирующие правила поведения в игровом уголке,
- рисунки с изображением игрушек с недостающими деталями.
Ход занятия в детском саду В ИГРОВОМ УГОЛКЕ
Воспитатель:
– Сегодня мы поговорим о правилах поведения в игровом уголке, о том, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям.
Беседа по картине «В игровом уголке».
Вопросы к детям:
– Где происходит действие?
– Зачем в группе нужен игровой уголок?
– Кто нарисован на картине?
– Что делают дети? Каждый из детей?
– Все ли дети относятся друг к другу по-доброму?
– А есть ли такие, кто не научился играть, поступает недружелюбно?
– Игровой уголок один, а детей много. Что нужно сделать, если несколько ребят захотели играть одной и той же игрушкой? (Нужно уметь договариваться. Можно играть по очереди.)
– Как можно договориться?
– Как вы договариваетесь со своими друзьями?
Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку и подумать, что можно сделать в этой ситуации, как исправить ее, чем помочь.
Две девочки представляют ситуацию «Поссорились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала.
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель задает следующие вопросы ребятам:
– Подумайте и объясните, из-за чего поссорились девочки?
– А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
– Как вы думаете, что чувствуют те, кто ссорится?
– А можно ли обойтись без ссор?
– Подумайте, как девочки могут помириться?
Воспитатель предлагает ребятам послушать, как заканчивается стихотворение:
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
– Если дети поссорились или, не желая того, обидели друг друга, то это можно исправить, если вовремя извиниться и
помириться. Когда миришься, обида сразу проходит, становится приятно и радостно. Почаще улыбайтесь, и вам не придется
ссориться!
Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и проговорим «мирилку», скрестив мизинцы пальцев:
Больше ссориться не нужно!
«Мир и дружба»,
«Мир и дружба»!
Воспитатель продолжает беседу с детьми:
– А еще можно наблюдать среди ребят не только ссоры, но и драку. Скажите, пожалуйста, какой по характеру человек,
который дерется? Вам хочется играть с драчуном? Почему?
Дети обсуждают вопросы воспитателя, затем один из них читает стихотворение Т. Ткаченко.
Ребенок:
Если у тебя отняли
От конструктора детали
Или кто-то без причины
Вырвал руль твоей машины.
Не спеши кричать и драться.
На обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный не дерется!
Воспитатель:
– Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? (Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.)
Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с драчунами
Спор решают с кулаками.
Физкультминутка
Воспитатель предлагает выбрать себе друга и быстро-быстро пожать ему руку, далее говорит, какими частями тела «нужно будет помириться друг с другом»:
- правая рука к правой руке другого ребенка;
- спина к спине;
- левая нога к левой ноге;
- ухо к уху;
- пятка к пятке и т.д.
Ребенок читает стихотворение Т. Ткаченко:
А он упал и прямо в грязь,
Она чуть-чуть не подралась…
Володя ваш почти не ел.
Ваш Юра слишком тихо пел.
Про всех все знает, все расскажет,
О чем не спрашивают даже.
Воспитатель задает вопрос:
– О ком это стихотворение? (Это стихотворение о ябеде.)
Ребенок читает окончание стихотворения:
И за такой-то честный труд
Мальчонку ябедой зовут.
Вопросы к детям:
– Хорошо ли ябедничать? Почему?
– Что делать, если кто-то из детей сидит один, скучает или даже плачет? (Нужно его позвать играть, предложить игрушку.)
– В какие игры вы любите играть?
– Как бы вы поступили, если бы хотели играть с детьми, которые уже играют без вас?
– Как правильно обратиться к другим детям и предложить поиграть вместе?
– Если вы не хотите играть с кем-то из детей, как следует поступить?
– Каким нужно быть человеком, чтобы с тобой хотели дружить люди?
Воспитатель подводит итоги беседы и делает вывод о том, что ребята теперь знают, как сделать так, чтобы игра в уголке была приятна всем детям. Затем спрашивает:
– А что надо сделать, когда игра закончена? Приятно ли будет игрушкам валяться кучей на ковре? А вот и игрушки пожаловали к нам на занятие.
Дети с игрушками в руках рассказывают отрывок стихотворения Б. Заходера «Песня игрушек»:
Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают, –
Мы ведь знаем,
Что слезы от бед не спасают.
Не заметишь обиды
По нашему виду –
Мы ребятам прощаем
Любую обиду.
Оттого-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают.
Оттого-то не знают
(И знать не хотят!),
Как мы верно и преданно
Любим ребят!
Воспитатель предлагает послушать, о чем разговаривают игрушки: они жалуются друг другу, хотят вернуться в магазин, очень довольны своей жизнью в детском саду.
– Ребята, посмотрите, игрушки просят помощи, давайте их полечим. Давайте дорисуем лапу, нос, ухо, колесо, чтобы они стали, как новые.
Игрушки благодарят детей и уходят.
Дети рисуют.
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены схематически следующие сюжеты:
- не дерись;
- не спорь по пустякам;
- не ябедничай;
- не зазнавайся;
- делись с товарищами игрушками;
- не отнимай игрушки;
- пригласи в игру стоящего одиноко в стороне;
- поиграл, убери за собой;
- если поступил плохо, признай свою вину;
- говори волшебное слово «пожалуйста»;
- говори волшебное слово «спасибо»;
- не забудь и волшебное слово «прости».
Воспитатель и дети вместе решают, как лучше собрать пирамиду правил и повесить их в игровом уголке, чтобы никогда не забывать о них.
Воспитатель:
– Я чувствую, что дружбы у нас в группе стало больше. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Автор — Виктория Владимировна Пальшина, воспитатель детского сада № 47 ОАО «РЖД», г. Александров (Владимирская область).
Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №2 за 2011 год.