ребенок в детском саду

neupravlaemii_rebenokРубрика — Детская психология

Вопрос:
Пожалуйста, приведите конкретные примеры того, как отступает ребенок от принятых норм поведения и как родителю реагировать. И еще вопрос: как вести себя родителям других детей, если их дети попадают в коллектив с таким неуправляемым ребенком? (например, в саду, в школе?)

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Примеры добавляет сама жизнь – в этой рубрике как раз и задают конкретные вопросы, на которые я отвечаю. Иногда я, прочитав очередной вопрос, думаю: почему так мало написано в письме, почему так обобщенно задан вопрос? Никакой конкретики, как работать с таким письмом?

Но каждый раз убеждаюсь, что именно так и нужно было сформулировать задачу, как это сделал родитель или воспитатель, потому что именно так и нужно отвечать – обобщенно, чтобы было интересно многим людям. И еще для того, чтобы у каждого заинтересованного оставалось пространство для его личного творчества, творчества по жизни. Ведь мы творим свою жизнь и мир вокруг нас ежеминутно, ежесекундно, не так ли?

Вот и Вы задаете вопрос. Что делать, если в группе есть неуправляемый ребенок, и он не Ваш?

Ответ: радоваться.

Чему же радоваться, если этот ребенок не дает моему ребенку спокойно жить в садике? Если он не слушается правил, если делает то, что хочет, и никто ему не указ? (Видите, опять мои предположения – а Вы бы написали, чем конкретно мешает Вам этот «неуправляемый», ответила бы конкретно.)

Предлагаю радоваться именно этому. У Вашего ребенка таким образом появляется перед глазами живой пример свободного поведения, такого образа действий, когда человек всегда на первое место ставит свой опыт, свои устремления, свои взгляды, когда он уважает себя как личность (в любом возрасте), несмотря на то, что подавляющее большинство окружающих его мнение практически игнорирует. Игнорируете мои слова, мои мысли и представления, мои желания? Что ж, буду добиваться всего сам. Буду делать поступки.

Смотрите, получается нечто вроде новой реки. Пробивается из-под земли источник чистейшей, прозрачной, хрустальной воды. Он вышел на поверхность там, где нашел подходящий проход в земной толще, возможно, ему пришлось немало потрудиться, но вот он уже под солнцем. Как дальше потечет река? Этот новый, молодой поток будет сам создавать себе русло, пробовать разные места и направления, будут удачи и неудачи, но в конце концов неизбежно русло будет сформировано, и он вольется в море, озеро или океан – каждому свое. Кому какое дело, о чем думает этот маленький пока еще ручей? Он просто делает свою работу, и если русло должно пролегать, скажем, через чью-то норку, то зверек – не камень, он выроет рядом новую норку и будет преспокойно жить на новом месте с еще большим комфортом – ведь теперь рядом течет речка. А это, согласитесь, большой плюс.

Скажите на милость, как еще человек может жить в соответствии со своими ценностями и целями? А ведь когда дети вырастают, окружающие вдруг резко начинают от них хотеть именно этого! Получается парадокс: до какого-то возраста, скажем, до 16-ти, в 15 лет и 364 дня, ты должен быть безынициативным и послушным, а на следующий день – резко трансформироваться в полную противоположность, стать самостоятельным, самодостаточным, целостным. Это, конечно, возможно, где-то на уровне чуда, но, согласитесь, трудно. Именно поэтому я и предлагаю радоваться «неуправляемым» детям. На самом деле, если присмотреться, они – наше отражение, очень гармоничное, красивое отражение нашей, взрослой, неуправляемости. Не-управляемости своим внутренним Я, которое умнее, мудрее и прозорливее любого рассудка. Если взрослый отдает себя во власть общественному мнению, стереотипам, традиционным заблуждениям, мнениям авторитетов, общественным мифам, он таким образом отключает себя от самой ценной своей части, от того внутреннего стержня, который является основой его личности. Фактически, он строит забор между своими действиями, мыслями, чувствами и своей животворящей рекой. И страдает от жажды. До тех пор, пока забор не рухнет, все равно, от рук ли самого человека, или под напором воды.

Присмотритесь и прислушайтесь к ребенку, которого вы считаете неуправляемым. Вы сможете разглядеть мудрость в его, на первый взгляд, обезбашенных поступках, а если взять более долгосрочную перспективу – увидите благотворные последствия таких поступков. Вы сможете услышать его мудрые советы и подсказки, выраженные простым, понятным, общедоступным детским языком – языком самой души человеческой. Если сможете, хоть на минутку, отказаться от убеждения, что маленькие дети глупенькие, и все, что они говорят – ерунда и детский лепет, вы будете в восторге от услышанного. Просто разрешите себе такую роскошь – быть в восторге. Вы того стоите.