Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.
Бенджамин Дизраэли
Кто из педагогов, работающих с дошкольниками или из родителей, имеющих малышей, не слышал имя Колесниковой Елены Владимировны? Наверняка, таких нет. Потому, что дошкольное образование по книгам, написанным Колесниковой Е.В., приобрело такую популярность среди педагогов и родителей, что не знать это имя невозможно!
Но самое главное, что книги Колесниковой Елены Владимировны любят дети.
Они с удовольствием занимаются по тетрадям Елены Владимировны, не капризничают, не говорят, что это не интересно, а наоборот, их интерес «подогрет» занимательными и посильными упражнениями, и любознательные дошколята стремятся выполнить как можно больше увлекательных заданий. Потому, что учебные пособия и рабочие тетради Колесниковой Елены Владимировны очень красочные, занимательные и веселые, а за красивыми картинками прячется серьёзный обучающий материал. Программа Елены Владимировны составлена в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Стандартов (ФГТ).
Благодаря оригинальной методике Колесниковой, дети быстро и непринуждённо обучаются развитию речи и чтению, формируется желание читать самостоятельно.
Всё обучение грамоте проходит в игровой форме и детям такое обучение очень нравятся. Занятия по методике Елены Владимировны успешно проходят в больших коллективах детей, в малых группах, при индивидуальном обучении.
Говорят, что для того, чтобы добиться результатов, нужен пример, способный вдохновить человека к действию. Таким примером является для многих педагогов Елена Владимировна Колесникова.
Мне посчастливилось встретиться с Еленой Владимировной. Эта очаровательная, энергичная, весёлая женщина любезно согласилась ответить на вопросы, которые интересовали родителей и педагогов.
Елена Владимировна училась в Московском Государственном Заочном Педагогическом Институте по специальности — дошкольная педагогика и психология, а также окончила Ленинградский Государственный Педагогический Институт им. Герцена по специальности – тифлопедагогика. Прошла большой педагогический путь от воспитателя до методиста, работала учителем-дефектологом, педагогом дополнительного образования. Педагог-практик, лектор МИОО, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 60 книг, не остановилась на достигнутом, и с 2001 года Елена Владимировна стала читать лекции в регионах России (Урал, Сибирь, Крайний Север, Центральный). Елена Владимировна не понаслышке знает проблемы обучения детей дошкольного возраста. Она проработала с детьми более 30 лет и на основе приобретённого опыта разработала удивительно интересные упражнения и задания, учитывая возрастные особенности и принцип работы «от простого к сложному». Постепенно ею была разработана программа обучения дошкольников «От звука к букве», которая успешно была опробирована в детских садах и развивающих центрах.
Какова же задача автора пособий «Сценарии учебно-игровых занятий»? Елена Владимировна на этот вопрос ответила так:
— Основными задачами при написании пособий считаю оказание практической помощи педагогам, сохранение традиций дошкольного воспитания и обучения, использование наиболее эффективных форм и методов в обучении.
Педагоги очень благодарны Елене Владимировне за её методические рекомендации, такие нужные и полезные, в которых подробнейшим образом описаны не только ход занятия, но и расписаны темы занятий по месяцам на весь учебный год.
Дошкольное образование по методике Колесниковой Е.В. построено с учетом классической структуры занятия в детском саду и здоровьесберегающих технологий. Она подробно описывает организационный момент, ход занятия, с использованием физ.минуток, динамических пауз, пальчиковых и подвижных игр и, конечно, итог занятия.
Как же повезло педагогам, что есть такой помощник в лице Елены Владимировны!
— На курсах и семинарах Вы рассказываете, что в своей методике опираетесь на аналитико-синтетический метод обучения. Что же это за метод? Что означают слова аналитико-синтетический?
Е.В.Колесникова: — Все очень просто. Д.Б.Эльконин написал, что в основе обучению чтению должна лежать письменность родного языка. У нас письмо звуко-буквенное, а чтение буквенно-звуковое, отсюда и название метода — аналитико-синтетический. В китайском иероглиф обозначает понятие, следовательно, единственный метод — метод целых слов. В японском — иероглиф обозначает слог. Адекватный метод — слоговой. У Глена Домана тоже метод целых слов. Он не учит читать, а учит запоминать слова. Нет развития. Только механическая зрительная память.
— Звуковой аналитико-синтетический метод в России впервые был введен К.Д.Ушинским. Он назвал свой метод методом письма — чтения. Ушинский доказал, что невозможно отделить письмо от чтения и указывал, что письмо должно опираться на звуковой анализ, и идти впереди чтения. Отсюда и название этого метода. То есть, в этой методике объединяются анализ и синтез посредством упражнений и заданий со звуками, слогами, словами и предложениями. Обучение грамоте не может идти отдельно от развития речи и осознанного чтения, не может быть письма без чтения. К. Д. Ушинский о своём методе говорил: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».
Таким образом, Елена Владимировна, опираясь на аналитико-синтетический метод, подбирает свои задания в тетрадях для дошкольников так, чтобы они были направлены не только на обучение чтению, но и развивали мышление, память, внимание.
В педагогике существует термин «мягкий вариант обучения». Узнаем, как он отражается в методике Елены Владимировны?
— Говоря о «мягком» варианте обучения, многие педагоги имеют в виду использование принципа добровольности в обучении. Особенно он актуален в период подготовки детей к школе. Это развитие интереса к учению. Необходимо учебный процесс построить так, чтобы ребёнок понял, что учиться совсем не трудно, а интересно. Важно не изучать речь, а развивать её.
Е.В.Колесникова: — Мягкий вариант обучения — это учет возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, создание условий, при которых ребенок выполняет игровые задания, не подозревая, что его чему-то учат. Это широкое использование игровых методов при проведении учебных занятий. Термин «мягкий вариант обучения» был введен О.Соболевой, но педагоги-дошкольники давно применяют принципы работы по «мягкому варианту». Это отсутствие давления на ребенка, принцип добровольности выполнения учебного задания, отсутствие элементов соревнования и т.д., при этом незаметно для себя ребенок развивается. В ФГТ отмечается, что основное правило дидактики «ребенок дошкольник не должен знать, что его чему-то учат. Все это присутствует в моем методическом комплекте, просто нет этой фразы, точно также как и присутствие заданий, развивающих левое и правое полушарие головного мозга (моделирование, логические игры и упражнение, буквы, веселые иллюстрации, стихи, загадки и т.д.).
— «Мягкий» вариант обучения очень хорошо сочетается с личностно-ориентированным подходом к обучению. Как отражаются принципы альтернативности и личностно-ориентированного обучения в заданиях Елены Владимировны?
Е.В.Колесникова: — Личностно-ориентированный подход предполагает индивидуальный темп выполнения заданий, самостоятельность в последовательности действий при выполнении того или иного задания, а также предоставление возможности самому определить качество выполнения задания, руководствуясь пояснениями взрослого.
— Говоря об использовании «мягкого» варианта обучения, часто употребляют термин «двуполушарный подход в обучении». Что это такое и отражается ли такой метод в заданиях по Вашей методике, Елена Владимировна?
Е.В.Колесникова: — Конечно, двуполушарный подход отражается в моих заданиях: много веселых рисунков, стихов, потешек, отвечающих за развитие правого полушария; в то же время присутствуют цифры, буквы, модели – способствующие развитию левого полушария. Ведь все задания построены по принципу развивающего обучения.
— Расскажите, пожалуйста, об использовании игровых приёмов в вашей методике.
Е.В.Колесникова: — Игровых приемов очень много, особенно в младшем дошкольном возрасте: это и гудим, как паровозик, и играем на дудочке, как пастушок, и жужжим, как жуки и т.д. В старшем дошкольном возрасте из рассыпанных букв, составляем слова, разгадываем ребусы, кроссворды, играем в игры «подскажи словечко» и т.д.
— Можно ли добавлять к вашим заданиям упражнения других авторов, например, Зайцева, Монтессори, Домана и др. Или смешивание методик плохо сказывается на усвоении материала и тех заданий, которые даёте вы вполне достаточно?
Е.В.Колесникова: — Ответа однозначного у меня нет. На курсах педагоги мне рассказывают, что они это делают и это дает большой эффект в обучении. Я никогда сама этого не делала, и результаты всегда были тоже хорошие. Говорят, что не запрещено все можно. Ориентируйтесь на своего ребенка, если он это делает с удовольствием и интересом, то можно.
— Что бы вы пожелали родителям «молчунов», деток, которые в 3 года не хотят говорить?
Е.В.Колесникова: — Родителям молчунов, не огорчаться, а помогать накапливать «пассивный словарь», который обязательно перерастет в активный. Все дети очень разные. «Пассивный словарь» — это когда ребенок показывает, названный вами предмет (например: белку, мишку), но сам его не называет. А еще, вводить игровые приемы: расскажи мишке, кто нарисован. Не выполнять его желаний, пока он его не озвучит. Но, не должно быть никакого насилия.
— Как вы считаете, Елена Владимировна, с какого возраста целесообразно начинать учить читать?
Е.В.Колесникова: — Споров по этому вопросу ведется много, но никто не дал четкого ответа. По науке, это то, что я сделала в своих книгах. Всегда есть исключения из правил и многие родители начинают учить читать детей очень рано и добиваются в этом хороших результатов. Надо ориентироваться на желание ребенка. И помнить, что главное это не умение читать. А важно сформировать у ребенка до школы качества, которые ему позволят хорошо учиться самому: самостоятельность, активность, дружелюбие, сотрудничество, умение доводить начатое дело до конца и т.д..
— Чему учить детей, которые за 2 года до школы научились читать?
Е.В.Колесникова: — Ваш ребенок за два года до школы научился читать, это хорошо. Что делать? Обратить внимание, на развитие фонематического восприятия: умение делить слова на слоги, давать характеристику звукам: гласные, согласные, звонкие и глухие и т.д. Федеральные государственные требования к программе для дошкольников выделили четыре направления: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое», «Художественно-эстетическое развитие» в которые вошли десять образовательных областей: «Здоровье» «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность». Так, что кроме чтения, есть чем заняться.
— Елена Владимировна, как вы относитесь к обучению с опережением?
Е.В.Колесникова: — Неоднозначно. Не знаю, что потом? Часто у таких детей в школе бывают проблемы, не с учебой, а в отношениях со сверстниками. А потом с поступлением в ВУЗ, с устройством на работу и т.д.
— В 5 лет дети закончили Букварь. Что дальше? Дальше им дают учебник по чтению Бунеевой Е.В. для 1 класса. Они с лёгкостью читают тексты и стихотворения. Правильно ли это? Детей научили считать до 20. Стали давать примеры с переходом через десяток. Они их решают. Правильно ли это? Нужны ли в 5 лет детям такие знания? Целесообразно ли давать дошкольникам, умеющим читать и считать задания и упражнения по программе первого класса?
Е.В.Колесникова: — Думаю, что нет. Опыт показывает, что в 1-ом классе таким детям учиться легко (они почти не занимаются), а во втором возникают проблемы: материал более сложный, а они в первом классе разучились работать и начинают отставать в учебе.
— Вы в своих выступлениях на лекциях говорили о моделировании. Расскажите, пожалуйста, как моделирование помогает в процессе обучения?
Е.В.Колесникова: — Коротко не ответишь. Первым моделирование в обучении грамоте ввел Д.Б.Эльконин (1960-1970 г). Он доказал, что анализировать то, что не видит никто, очень трудно, особенно ребенку-дошкольнику. Моделирование способствует развитию мышления. С 2000 года исследования доказали, что моделирование помогает детям решать арифметические задачи. Я это отразила в книге «Я решаю арифметические задачи». На сегодняшний день, моделирование является универсальным учебным действием (УУД), позволяющим хорошо подготовить ребенка к школе.
— Что является приоритетным в вашей методике: развитие фонематического слуха, развитие речи или обучение чтению?
Е.В.Колесникова: — Фонематический слух — важнейшая предпосылка к дальнейшему обучению чтению и письму. Поэтому приоритет – это подготовка к чтению и письму.
Работая над развитием фонематического слуха, педагоги, работающие по методике Колесниковой Елены Владимировны, учат дошкольников чётко и правильно произносить звуки русского языка, читать слова, словосочетания и предложения. Сначала они произносят слова, читают их по слогам, учатся определять место звука в слове.
— Сколько книг уже выпущено вами, Елена Владимировна?
Е.В.Колесникова: — На сегодняшний день в продаже более 60 книг и пособий.
— У вас есть книга про нелепицы. Скажите, какую роль нелепицы играют при обучении дошкольников грамоте?
Е.В.Колесникова: — Нелепицы – это то, что очень нравится детям и способствует развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, т.е. и делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника.
— Елена Владимировна, каковы планы на будущее? Чем ещё вы порадуете педагогов, родителей и детей?
Е.В.Колесникова: — Планов много, надеюсь их постепенно реализовывать. Работаю над авторским «Букварем для дошкольников», в котором обобщу весь 20-летний опыт своей работы, учту пожелания и предложения всех тех, кто уже работал по моим книгам и давал мне конструктивные предложения по их улучшению. А также, работаю над новым проектом «Математические ступеньки», в котором уже вышли две новые интерактивные электронные книги, которые продаются в магазине Itunes. В этом магазине есть электронные книжки и для детей 2-х лет, смотрела в издательстве, сама играла с удовольствием. Уже вышел 2-ой выпуск моей электронной книги «Я решаю арифметические задачи». Я знаю, что в некоторых центрах уже с ними работают. Будем продолжать работу над электронными книгами.
— И последний вопрос. Каждый педагог приходит к успеху своим путём, формируя своё педагогическое кредо и жизненную позицию. Вы их уже сформировали?
Е.В.Колесникова: — По поводу педагогического кредо, отвечу словами З.Фрейда «Любить и работать», другого не дано. Жизненных позиций много:
- «Быть счастливой, независимо от обстоятельств, случающихся в жизни»;
- «Быть созидательной личностью, развиться в современного человека»;
- «Что бы ты не делал, делай с любовью»;
- «Не ждать благодарностей, а творить добро ради собственной радости»;
- «Постоянное обучение тренирует ум и расширяет кругозор»;
- «Получается — делай, не получается — делай»,
- «Странствуйте по удивительным местам».
— Я стараюсь так жить, и мне удается. Отсюда можно выбрать и девиз: «Не ждать благодарностей, а творить добро ради собственной радости».
— Спасибо огромное. Успехов вам и всех благ. Продолжайте радовать педагогов, детей и их родителей новыми книгами, пособиями, учебниками, рабочими тетрадями и электронными книгами.
Интервью провела Логинова Наталья Александровна, методист.