ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Автор — г. Миасс, Челябинская область, улица Уральская 11, ДОУ №10, воспитатель Полева Людмила Леонидовна.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» в статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» в п.1 указывается, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Также взаимодействие детского сада и семьи – один из основных принципов дошкольного образования, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах.

В соответствии с этим, перед педагогами дошкольной образовательной организации стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Решение этой проблемы отражено в многочисленных исследованиях: условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е. В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Березина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Носова). Ряд работ посвящен преемственности методик обучения младших школьников и дошкольников (Е.Э. Кучерова), методической подготовке педагогов к управлению математическим развитием (В.В. Абашкина).

Актуальность данной работы заключается в том, что понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, в которых они используются.

Таким образом, ФГОС ДО предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс, совместное решение психолого-педагогических задач основной образовательной программы, в частности задач математического образования.

Однако в своей деятельности столкнулись с противоречием между необходимостью организации математического образования дошкольников в соответствии с нормативными документами и практической неразработанностью этого вопроса в современных условиях.

Мы постарались найти ответы на вопрос: как вовлечь родителей в образовательный процесс по математическому образованию дошкольников с учетом ФГОС ДО? Решение данной проблемы, по нашему мнению, будет способствовать реализации задач формирования математических представлений.

Анализ теоретических исследований, нормативных документов, практических рекомендаций позволил нам определить этапы работы, сформулировать задачи и наметить пути решения выявленных проблем.

На первом этапе разработали перспективные и календарные планы, так как вся образовательная деятельность воспитателя начинается с планирования.

В соответствии с ФГОС ДО внесли изменения в структуру планирования образовательной деятельности на конкретный день, неделю и выделили следующие блоки:

1. Совместная деятельность воспитателя и детей:

  • непосредственно образовательная деятельность (занятия по решению задач математического содержания)
  • образовательная деятельность в режимные моменты.

2. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Взаимодействие с родителями по вопросам математического образования детей.
При планировании учитываем схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в самостоятельной деятельности.

На втором этапе, в соответствии с решаемыми задачами и содержанием математического образования определили различные формы взаимодействия, т. е. способы организации совместной деятельности и общения. Основная их цель – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В практике работы мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества.

На третьем этапе осуществляли математическое образование воспитанников, активно используя следующие формы взаимодействия с семьей:

  • Родительские проекты «Город цветных человечков», «Такие разные цифры», «Меры измерения».
  • Создание макетов «Город Смешариков», «Город красного гнома».
  • Конкурсы «Весёлые цифры», «Круг, шар, сфера», «Такие разные линии видим мы вокруг».
  • Групповые коллекции монет и денежных купюр.
  • Привлечение родителей к созданию развивающей математической среды (предметы с необычными или красиво оформленными цифрами).
  • Творческие задания: придумать и оформить забавные персонажи-цифры, сочинить математическую сказку.
  • Совместное проведение праздников – сенсорных («Праздник семян (шишек)», «Легкие, воздушные, ветерку послушные») и итоговых («Праздник цвета», «В Математическом царстве-государстве»).
  • Игровое взаимодействие ребенка с родителями.
  • Совместное изготовление демонстрационного материала.
  • День открытых дверей в математической игротеке.
  • Игры-тренинги.
  • Совместный подбор индивидуального раздаточного материала.
  • Привлечение к организации и участие в событии недели.
  • Домашнее исследование-практика (Измеряем жидкие и сыпучие вещества. Тонет- не тонет. Я – фокусник.).
  • Изготовление костюмов, персонажей для математического театра.
  • «Встречи с интересными людьми» — учитель математики, экономист.

В комплект методического обеспечения входят развивающие книги «Моя математика», каждая из которых выполнена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Как и предлагают авторы примерной программы «Радуга», мы используем их для закрепления с ребенком изучаемого материала в семье. Малую часть работы дошкольник выполняет дома с родителями, дополняя лист найденными картинками и рисунками. Работы детей оформляются в рамки и экспонируются на стенах детского сада или дома. Дети очень гордятся своим трудом и любят показывать работы всем, кто приходит в гости.

Для работы в ходе непосредственной образовательной деятельности в тетрадях «Моя математика» детям необходимы картинки. Предлагаем родителям дома заранее вырезать их для своего ребенка и сложить в конверт. В старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно под руководством взрослого. Вырезание по контуру – хорошее упражнение для развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, необходимой для подготовки к обучению в школе.

Родители по просьбе педагогов организуют помощь при подготовке материалов для коллективной аппликации, имеющей общее название (Круг. Треугольник. Многоугольник. Пары. и т.д.)

Вместе с родителями ребенок может выполнить индивидуальную творческую работу.

Предварительное информирование родителей о темах способствует привлечению их к сбору картинок – материалов для аппликативных работ детей.

Четвёртый этап — аналитический. Эффективность образовательной деятельности в этом направлении подтверждаем результатами: усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования, в частности задач сенсорного и математического образования, и диагностики интеллектуальной готовности выпускников к школе.

Эффективность взаимодействия педагогов с семьями воспитанников подтверждают критерии «включённости» родителей в образовательный процесс. Он отражает количественные показатели, анализ которых позволил выделить три группы родителей.

1.Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Наше взаимодействие способствовало повышению процента этих семей — с 21% до 55%.

2.Родители – исполнители, тоже наши помощники, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Незначительно повысился их процент с 26% до 29%.

3.Родители – критические наблюдатели. Их стало намного меньше (снижение с 53% до 16 %).
Таким образом, видно изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса.

Выдвинутая гипотеза была подтверждена: в современных условиях осуществить математическое образование дошкольников возможно при выполнении следующих положений:

— учет федеральных государственных образовательных стандартов при организации математического образования дошкольников;
— систематичность работы путем планирования (перспективного и календарного);
— организация математического образования в совместной деятельности воспитателя с детьми на занятиях и в режимных моментах;
— вариативность развивающей среды, стимулирующей самостоятельное интеллектуальное развитие дошкольников;
— вовлечение родителей в образовательный процесс посредством различных форм взаимодействия.