ребенок в детском саду

поступление в школу, школа

Непросто родителям современных выпускников: переживания за поступающее чадо выливаются в настоящий стресс. Еще сложнее разве что… родителям будущих первоклассников. Потому что если поступить в ВУЗ можно и на платное отделение, и требования к экзаменам общедоступны и понятны, то что за зверь такой «вступительные экзамены в школу» — для родителей остается чаще всего полной тайной. Догадки каждый выстраивает свои, термин этот переходит из уст в уста, а для малышей подыскиваются различные занятия по подготовке к школе едва ли не с ясельного возраста…

Давайте попробуем разобраться.

Что такое вступительные экзамены в школу?

Для начала следует отметить, что термина вступительные экзамены в школу в принципе существовать не может и не должно. Любые экзамены, тестирования и срезы для проверки знаний будущих первоклассников незаконны.

  • Во-первых, это противоречит закону о правах на общедоступность среднего образования.
  • Во-вторых, умаляет значение самого начального образования как такового: если вступительные экзамены в школу заключаются в том, чтобы прочитать текст со скоростью 30 слов в минуту, показать способности в прямом и обратном счете, сложении и вычитании, начальные знания английского языка (а такие требования для многих родителей современных первоклашек – не новость), то возникает закономерный вопрос: а в чем тогда роль школы, что будет делать учитель с детьми при прохождении школьной программы?..

Итак, официального разрешения на то, чтобы проводить вступительные экзамены в школу, нет. Однако, все дети проходят диагностику готовности к школе. Что это такое и в чем ее отличие от экзамена?

Во-первых, цель диагностики совсем другая: определение психофизиологической готовности маленького человека к школе. В ходе ее выявляется, готов ли дошкольник стать учеником, созрела ли для этого его психика, или лучше дать ему еще подрасти. В отдельных случаях делается вывод о том, подходит ли конкретная система обучения индивидуальности ребенка.

Вступительные экзамены в школу, а точнее диагностику, проводит психолог или будущий учитель класса, в который производится набор. Если психолог (педагог) грамотный – диагностика не обернется для детей стрессовой нагрузкой, более того – они воспримут ее как игру или увлекательную беседу.

Задача диагностики готовности к школе – отнюдь не отсеять «неподходящих» потенциальных первоклассников, а, с одной стороны, — познакомить педагога с будущими учениками (может потребоваться корректировка программы обучения, методов взаимодействия с классом в зависимости от уровня общего развития), с другой стороны – сориентировать родителей. Далеко не всегда родитель может реально оценить ситуацию и сделать вывод. Как правило, они выбирают ориентиром интеллектуальное развитие ребенка, но оно является лишь одной из составляющих готовности к школе. И далеко не самой важной.

Итак, если психолог вынес вердикт о неготовности к школе, — не стоит укорять себя, а тем более самого дошкольника. Повлиять на созревание психофизиологических функций «извне» практически невозможно. Попытки «обмануть природу» здесь – это фактически то же самое, что попытаться усадить новорожденного с еще неокрепшей спинкой.

Какому уровню должен соответствовать будущий первоклассник?

Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно игнорировать подготовку к школе, и все же, вступительные экзамены в школу. Логику, мышление, память развивать необходимо. Подготовленному ребенку будет проще воспринимать школьный материал, общаться с педагогом и сверстниками.

В старших группах детских садов предусмотрены специальные программы подготовки к школе. Но заботливые родители могут и сами подготовить ребенка – все же, речь идет не о высшей математике, а о базовых умениях, которые необходимы для самой возможности реализации процесса учебы в школе.

Перед поступлением в обычную общеобразовательную школу от ребенка не требуется сверхъестественных познаний. Но на собеседовании могут использоваться задания, позволяющие сделать выводы о способности ребенка концентрировать внимание, логически мыслить, запоминать, воспринимать сказанное, говорить, могут быть задания на моторику.

К первому классу ребенок должен:

  • различать цвета и формы;
  • уметь отличать части от целого;
  • запоминать и дорисовывать рисунки;
  • уметь назвать описываемые предметы;
  • различать животных, насекомых, иметь о них некоторые сведения;
  • ориентироваться в названиях направлений;
  • уметь классифицировать предметы;
  • знать свой возраст, адрес проживания, страну, в которой живет;
  • ориентироваться в порах года и прочее.

Методики проведения диагностики могут быть разными. Специально «натаскивать» ребенка на выполнение конкретных заданий не нужно: это может не только создать ситуацию напряжения, но и негативно отразиться на общем уровне готовности к школе. Но если после специальной диагностики ребенок показал далеко не блестящий результат – это может стать поводом задуматься, достаточно ли внимания он получает от родителей.

Попасть в престижную школу

В нашей стране рекомендовано зачислять в школу детей в возрасте от 6,5 лет – так как именно к этому возрасту формируется обычно готовность к школе. Но нормой считается формирование ее в возрасте до 8 лет, поэтому родители имеют полное право не отдавать ребенка в школу по достижении 6,5 лет. Помочь им в принятии решения и призвана психологическая диагностика.

В то же время, вне зависимости от ее результата, ребенок имеет право – по закону – на обучение в любой школе. Вот только на практике проблема наличия мест стоит довольно остро, и поэтому, как правило, за каждой городской школой закрепляются определенные участки (дома). Приоритетным правом поступить в ту или иную школу пользуются первоклашки конкретного участка. Остальные – если есть свободные места, прием осуществляется в хронологическом порядке.

Еще сложнее – с престижными школами, в которых количество заявлений от родителей будущих первоклассников исчисляется сотнями, а то и тысячами. Увы, ситуация такова, что вся школьная система оказывается сильно разделена на «качественное» и «посредственное» образование – это может быть видно даже на примере одной и той же школы, в которой идет набор в классы с разным уровнем подготовки. Вот тут-то и становится очевидным весь коварный смысл реальности понятия вступительные экзамены в школу. В ряде школ эти экзамены требуют массы сил, энергии и нервов «поступающих», работы с репетиторами или посещения подготовительных занятий в этих самых школах.

Стремясь «обмануть» закон, администрации школ называют вступительные экзамены в школу срезами, тестированиями, хотя суть от этого не меняется: так школе проще проводить отбор, который в подобных ситуациях необходим.

Добросовестные специалисты лицеев, гимназий и специализированных школ тестируют будущих учеников не столько на знания, сколько на готовность обучаться именно в этом заведении, потому что интенсивность нагрузок, которые в них неизбежны, выше, чем в обычных школах. И если психологическое тестирование выявит неготовность ребенка к нагрузкам – родители получат рекомендацию подыскать для ребенка другую школу. Грамотные родители, в свою очередь, стремятся прежде всего не к престижу, а к тому, чтобы их ребенку было комфортно учиться.

Автор — Ольга Погудо .