Автор — О.А. ЕРМАКОВА
Цели:
- Укрепление здоровья детей, развитие двигательной и гигиенической культуры.
- Формирование у детей, педагогов, родителей осознанного отношения к своему здоровью.
- Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления среди всех участников образовательного процесса.
Оздоровительные задачи:
- Предупреждение гиподинамии и обеспечение максимального двигательного режима в течение всего дня.
- Использование различных видов спортивных мероприятий для развития и коррекции различных нарушений, моторных функций.
- Обучение приемам снятия психического и мышечного напряжения, спортивных игр, методам профилактики простудных заболеваний и др.
Образовательные задачи:
- Формирование у детей первоначальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитательные задачи:
- Воспитание у детей осознанного отношения к необходимости закаляться, заниматься спортом, правильно питаться и т. д.
Актуальность:
- Повышение уровня заболеваемости воспитанников в ДОО.
- Низкий уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, детей.
Длительность — 1 неделя.
Участники мероприятия: инструктор по физкультуре, воспитатели групп, родители и дети.
Этапы реализации
1 этап — организационно-подготовительный
Составление плана спортивно-оздоровительной недели в ДОО.
Подбор мероприятий и разработка сценариев спортивных развлечений.
Составление презентации по теме, подбор иллюстраций, стихов, художественной литературы.
2 этап — содержательно-целевой
Организация спортивных развлечений.
Организация познавательной деятельности.
Размещение информации в уголках для родителей по нетрадиционным методам и приемам оздоровления.
3 этап — контрольно-аналитический
Диагностико-аналитическая оценка проведения недели спортивно-оздоровительной недели; динамика ориентации детей на здоровый образ жизни.
Дидактическое и методическое обеспечение:
- План проведения спортивно-оздоровительной недели.
- Сценарии развлечений и спортивных мероприятий.
- Разработанные беседы с детьми о здоровом образе жизни с иллюстрациями.
- Презентации о здоровье.
- Разнообразное спортивное оборудование.
- Фонотека со спортивными мелодиями.
Ожидаемые результаты:
- Изменение отношений детей к сохранению своего здоровья; осознанное отношение к здоровью.
- Использование здоровьесберегающих технологий в семье.
- Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие»
- Знакомство детей с приемами оздоровления, саморегуляции.
- Профилактика нарушения осанки, зрения, плоскостопия.
- Обогащение двигательного опыта детей.
- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Познавательное развитие»
- Расширение кругозора детей в области здорового образа жизни и безопасности.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие игровой деятельности.
- Формирование умения соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Совершенствование творческих способностей детей.
- Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о спорте.
Рекомендации к проведению спортивно-оздоровительной недели
1. В течение недели проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия:
— оздоровительная утренняя гимнастика под музыку;
— спортивно-игровые развлечения;
— викторины;
— конкурсы рисунков на тему «Мы любим спорт», «Мы делаем зарядку», «Любимый вид спорта в нашей семье» и др.
2. В познавательные беседы включены темы по программе ОБЖ (Р. Б. Стеркиной):
— «Опасность в весеннее время»;
— «Полезные продукты»;
— «Чистота, гигиена».
3. В консультации для родителей включены темы по двигательной деятельности детей:
— «Организация прогулок дома»;
— «Двигательный режим в семье»;
— «Профилактика нарушений осанки, зрения, плоскостопие»;
— «Зимние забавы на участке детского сада».
4. В консультации для родителей включены материалы о психическом здоровье детей и родителей:
— «Культура поведения»;
— «Речевой этикет» (что можно говорить ребенку, что — нет);
— «Слова, ласкающие душу. Рецепты избавления от гнева».
5. Изготовление для родителей памяток, бюллетеней по здоровому образу жизни.
Спортивно-оздоровительное развлечение «За здоровьем в детский сад»
Возрастная группа — старшая и подготовительная к школе группы.
Цель — пропагандировать значение физической культуры как средства достижения физической красоты, силы, ловкости и выносливости.
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие»
- Способствовать комплексному развитию двигательных навыков.
- Формировать умения соревновательной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, учить делать массаж.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать положительные эмоции, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
- Содействовать развитию игровой двигательной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Обогащать музыкальный опыт детей.
- Формировать умение соотносить движения с музыкой.
Виды детской деятельности:
- двигательная,
- коммуникативная,
- игровая,
- музыкально-художественная.
Персонажи:
- ведущий — Андрейка-Неболейка,
- Баба Яга,
- Доктор Айболит.
Оборудование:
Для эстафеты «Перенеси больше предметов»:
- корзины (по количеству команд),
- обручи с мелкими предметами, например кубиками (по количеству команд).
Для эстафеты «Доктор Айболит»:
- кегли («градусники»),
- обручи (по 2 на каждую команду),
- ориентиры (по 3—4 на каждую команду).
Музыкальное сопровождение:
- спортивный марш, ритмичная музыка для ОРУ, «Песня Красной Шапочки» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима), «Зверобика» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта и О. Левенбука);
- музыка под выход Бабы Яги, для проведения эстафет, под выход Доктора Айболита;
- аудиозапись «Шум дождя» для выполнения массажа.
Ход развлечения
В зал входит Андрейка-Неболейка.
Андрейка. Здравствуйте, ребята! Я — Андрейка-Неболейка. Приглашаю все на спортивный праздник! Будем бегать, играть, соревноваться! Как вы думаете, зачем нужно заниматься физкультурой?
Дети. Для того чтобы быть здоровыми!
Андрейка. Вы скажите мне, ребятки, утром делали зарядку?
Дети. Да!
Андрейка. В три шеренги становитесь, подтянитесь, улыбнитесь! Начинается зарядка!
Под ритмичную музыку дети выполняют общеразвивающие упражнения по показу педагога. Под музыку вбегает Баба Яга.
Баба Яга. Ой, чем это вы тут занимаетесь? И меня не позвали!
Андрейка. Мы делали зарядку. А сейчас мы оправляемся в путешествие в Страну здоровячков. Баба Яга, ты с нами пойдешь?
Баба Яга. Конечно!
Андрейка.
В путь-дорогу собираемся,
За здоровьем отправляемся.
Впереди препятствий много —
Будет трудная дорога!
Дети строятся в колонну по одному и под «Песню Красной Шапочки» идут, выполняя различные движения.
Андрейка. Ой, какая незадача: в горах случился обвал и наш путь преградили камни, которые нам придется убрать!
Эстафета «Перенеси больше предметов»
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой корзина, в 6—7 шагах от стартовой линии обручи — в них произвольном порядке лежат мелкие предметы. Количество предметов в 5—6 раз превышает количество участников команды.
Первые участники бегут к своему обручу, «змейкой» обегая фишки, и переносят предметы двумя руками в корзину, находящуюся возле стартовой линии; передав эстафету следующему участнику, встают в конец колонны.
Следующие участники выполняют те же действия.
Андрейка. Объявляю привал! Баба Яга, мы с ребятами хотим проверить, знаешь ли ты предметы личной гигиены. Я буду загадывать загадки, а ты попробуй отгадай.
Андрейка-Неболейка загадывает загадки, Баба Яга отвечает неправильно, затем дети дают верный ответ.
Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Мягкое, пушистое,
Чистое-чистое.
Об него мы руки вытираем
И на место убираем.
(Полотенце)
Андрейка. Дарим тебе, Баба Яга, предметы личной гигиены. Пользуйся ими каждый день, и ты станешь не только красивой и опрятной, но и здоровье сохранишь.
Дети вручают Бабе Яге полотенце, мыло и расческу.
Андрейка. На нашем пути — высокие горы. Не беда: мы можем перейти их через тоннель.
Эстафета «Гусеница»
Дети делятся на две команды. Участники каждой команды выстраиваются на расстоянии выпрямленных рук, поставив ноги на ширине плеч. Участники, замыкающие колонны, начинают ползти на животе вперед между ногами игроков своей команды. За ним поточно ползут и остальные.
Андрейка.
Вот и капли-«капитошки»
Застучали по дорожке.
Тучка надвигается,
Дождик начинается!
Массаж «Веселые капельки»
Дети встают по кругу и выполняют массаж под звучание аудиозаписи «Шум дождя».
«Дождь начинается» — легкое касание пальцами.
«Сильный дождь» — активное касание всеми подушечками пальцев рук.
«Ливень» — массаж ладонями, поглаживание сверху вниз.
«Дождь прекращается» — постепенное возвращение к пальцевому массажу.
Баба Яга. Запомню ваш массаж и буду делать его со своими лесными друзьями.
Андрейка. После дождя такой свежий и влажный воздух… Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья?
Дети. Да, полезен.
Андрейка. Ура! Мы добрались до Страны здоровячков!
Что за гость нас здесь встречает?
Как зовут его, узнай.
А для этого загадку поскорее отгадай.
Приходи к нему лечиться
Зверь любой, любая птица.
Всем помочь он поспешит,
Добрый доктор…
Дети. Айболит!
Под музыку входит Доктор Айболит.
Айболит. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Я рад приветствовать вас в Стране здоровячков. С чем вы пожаловали?
Андрейка. У нас сегодня праздник здоровья. Мы знакомим Бабу Ягу с правилами здорового образа жизни.
Айболит.
Вот теперь мне все понятно.
Рад за вас я от души,
А знакома вам зарядка,
Дорогие малыши?
Дети. Да!
Айболит.
Молодцы, вопрос второй
Будет посложнее:
Кто звериную зарядку
Показать сумеет?
Ведущий. Ребята наши все умеют. Посмотрите, Доктор, как ребята исполнят танец «Зверобика».
Исполнение танца «Зверобика»
Айболит. Замечательно, друзья! Я вам дам полезные советы, как сохранить и укрепить здоровье. А сейчас будем играть и здоровье укреплять.
Эстафета «Доктор Айболит»
Дети делятся на две команды. У капитанов в руках по одному «градуснику» (кегли). Напротив каждой команды на стуле сидит ребенок, которому нужно «смерить температуру». Первый участник бежит, «ставит градусник», возвращается к своей команде. Второй участник бежит, забирает «градусник» у больного и бегом возвращается к команде.
После эстафеты дети садятся на места.
Айболит. Молодцы, ребята! Вижу, все вы ловкие и быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки о здоровье? Сейчас проверим. Отвечайте хором.
Чтоб здоровым, чистым быть,
Нужно руки… (с мылом мыть).
Здоровье в порядке —
Спасибо… (зарядке).
Ежедневно закаляйся,
Водой холодной… (обливайся).
Защититься от ангины
Нам помогут… (витамины).
Андрейка. Молодцы, все загадки разгадали! Наше путешествие в Страну здоровячков подошло к концу. Доктор Айболит, вы обещали нам дать советы, чтобы быть здоровыми.
Айболит.
Совет 1.
Рано утром просыпаться,
И водичкой умываться,
И зарядкой заниматься,
Обливаться, вытираться,
Аккуратно одеваться.
Совет 2.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Совет 3.
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулку в лес ходите —
Он вам силы даст, друзья.
Все благодарят Айболита за советы, Доктор угощает яблоками (соком), затем прощается и уходит.
Баба Яга. Спасибо, ребята, теперь я все знаю о правилах гигиены и о здоровье. Так здорово, что я подружилась с вами! Мне пора уходить. Рассажу всем сказочным героям о здоровье. До встречи!
Андрейка. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я желаю вам, ребята, расти послушными и здоровыми на радость вашим папам и мамам. Сейчас мы пойдем в группу и подкрепим свой организм витаминами.
Литература
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. — М., 2006.
2. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М., 2004.
3. Голицына Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. — М., 2006.
4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М., 2004.
5. Лысаков В. Г. 1000 загадок. — М., 2006.
6. Лысова В. Я., Яковлева Т. С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. Сценарии. — М., 1999.
7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3—5 лет. — М., 2003.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, март 2015.