ребенок в детском саду

закаливание в саду

Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний. Некоторые дошкольные учреждения с физическим уклоном делают упор именно на закаливании детей и проводят упражнения, к которым родители обычных детсадовцев, люди непривычные, относятся с глубоким скептицизмом. Но не так страшен черт, как его малюют, и после ближайшего ознакомления с упражнениями хочется их даже повторить в домашних условиях. Обо всем по порядку.

ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ: правила и противопоказания

Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях.

Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.

В-третьих, закаливание в детском саду должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом ответственнен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример — если нужно растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.

В-четвертых, на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.

Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

  • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
  • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
  • карантин в детском саду,
  • повышенная температура у ребенка вечером,
  • страх у ребенка перед закаливанием.

ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ: формы

Надо сказать, что при систематическом закаливании у организма вырабатывается иммунитет. Пораспрашивайте знакомых, кого родители водители в открытый бассейн зимой заниматься или обливали холодной водой в конце купания – результат налицо. Помнится, одна знакомая мама, когда у ее ребенка поднялась температура под 39 градусов, отвела его в ванную и начала обливать холодной водой из душа. Температура спала. Это, конечно, один из примеров и на него может найтись сотни антипримеров, но каждый родитель решает для себя сам — хотите вы закаливать ребенка или нет.

Многие педиатры говорят в голос о том, что закаливать детей необходимо с раннего детства, с рождения. Но даже если вашему ребенку уже 2 или 3 года, начать не поздно. Стоит прежде всего для себя решить, какие методики вы выберете и основываясь на этом подобрать детский сад. В закаливании, как и в любом процессе, есть своя мера – так погружение в ванну с ледяной водой или моржевание для детей дошкольного возраста не подходит. Детский организм еще слишком слаб для того, чтобы справляться с такими физическими стрессами.

Существует несколько форм закаливания. Вполне возможно, что ваш ребенок зимой дома ходит в одних трусиках и маечке и это тоже форма закаливания. Итак:

Самое распространенное закаливание воздухом включает в себя:

  • Систематические прогулки на улицу, вне зависимости от погоды,
  • Сон на улице,
  • Воздушные ванны,
  • Хождение босиком.

Закаливание водой — это:

  • Влажные обтирание,
  • Обливание ног,
  • Умывание,
  • Полоскание горла.

Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь:

  • Отдыхом в тени,
  • Солнечными ваннами.

ЗАКАЛИВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ: примеры упражнений

Закаливание в детском саду включает в себя, как правило, все формы, перечисленные выше. Детский сад, использующий в программе развития и воспитания детей методики закаливания, отличается от обычных дошкольных учреждений.

Прием детей организуется на улице, после чего проводится гимнастика. В группе темперарура не превышает 17-19 градусов. Помещения регулярно проветриваются. После еды организуется умывание прохладной водой и полоскание горла.

После сна дети принимают воздушные ванны и ходят по специальным массажным коврикам босиком. Днем детей растирают водой, после чего организуются активные игры в детском саду — например, догонялки.

В ежедневный рацион включаются кислородные коктейли.

Помимо традиционных методов закаливания, могут применяться и «нестандартные» упражнения. Перечислим некоторые из них. Например, оздоровительный массаж, разработанный Кузнецовой М.И. — «Льдинка». Массаж основан на перепадах температур, в результате которых кровеносные сосуды ребенка тонизируются, а иммунная система укрепляется.

Упражнение проводится непосредственно перед сном, когда дети лежат уже в своих кроватках. Воспитательница оборачивает небольшой кусочек льда в тряпочку или пакет и делает круговые вращения по ступне ребенка, по часовой стрелке. Начинать стоит с трех вращений, далее — количество постепенно увеличивается до десяти. После массажа ножки ребенка накрываются теплым одеялом. Включается спокойная музыка, и дети засыпают.

Закаливание в детском саду лучше всего проводить зимой, поскольку в ряде упражнений используется снег. Летом снег можно заменить на холодную воду. Например, зимой в небольшое ведерко собирают снег. Дети снегом растирают руки до тех пор, пока они не нагреются. После чего руки споласкивают и протирают сухим полотенцем.

Также зимой дети могут растирать стопы снегом. Группа сажается на скамейку и воспитатель, переходя от одного малыша к другому, растирает ножки каждому из детей. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стопы.

После сна детям рекомендуется проводить воздушное закаливание, основанное на перепадах температур. Дети в кроватках выполняют физические упражнения, направленные на укрепление всех групп мышц. Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают пижамки и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в теплый спортивный зал, где выполняют упражнения на развитие мышц стоп. Далее теплый зал сменяется холодным музыкальным залом, где детям предлагаются различные подвижные игры с применением танцевальных элементов. После такой физкультминутки дети возвращаются в группу, где умывают лицо и руки до плеч. Тело растирается полотенцем или рукавичкой до легкого покраснения.

Автор — Мария Даниленко.