Вопрос пожарной безопасности стоит особенно остро в дошкольном возрасте, ведь по статистике более 50% пострадавших от пожаров — дети в возрасте до 7 лет, а причина возникновения каждого шестого пожара — детские шалости.
Знакомство детей с основами пожарной безопасности регламентировано Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации» от 21.12.1994. В частности, статья 25 гласит:
обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.
Именно поэтому занятия по правилам пожарной безопасности входят в обязательную программу воспитания и обучения в дошкольном учреждении. И если с преподаванием в ДОУ все ясно, то большой вопрос возникает относительно родителей, которые не соблюдают элементарной техники безопасности: оставляют спички на видном месте, дают детям в руки петарды, зажигалки, которые многие ухитряются принести даже с собой в группу.
Тягу к спичкам у детей можно объяснить естественной любознательностью, стремлением к экспериментированию, а вот халатности взрослых никакого разумного объяснения быть не может. Именно поэтому занятия по правилам пожарной безопасности должны также включать активную работу с родителями: тренинги, встречи, лекции.
При работе в ДОУ, можно опираться на следующие программы и методические пособия:
- программа «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.);
- «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» (И.В. Кононова);
- методические разработки «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Старшая группа», «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа» (Т.В. Иванова);
- «Беседы о правилах пожарной безопасности» (Т.А. Шорыгина);
- «Беседы с детьми о нравственности и экологии» (Л.П. Молодова);
- «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации» (О.В. Чермашенцева).
Занятия начинаются со средней группы.
Занятия по правилам пожарной безопасности в средней группе
Занятия по правилам пожарной безопасности начинаются с бесед. Детям показывают картины, иллюстрации, рассказывают о том, почему огонь может быть опасен.
Ребята знакомятся с устройством спичек на примере макета спичечного коробка. Главное правило «Спички детям не игрушка» сопровождают рассказами из жизни, к чему привело неосторожное обращение с огнем.
В группе организуется тематическая библиотека, в которой могут быть собраны следующие произведения:
- С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;
- К.И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево»;
- С. Михалков «Дядя Степа»;
- Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»;
- Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и другие.
Детям рекомендуют для совместного просмотра с родителями мультфильмы:
- «Кошкин дом»,
- «Приключения Болика и Лелика. Пожар»,
- «Краденое солнце»,
- «Путаница»,
- «Мультфильм про обезьянок. Обезьянки, вперед!» и другие.
Занятия по правилам пожарной безопасности в старшей группе
Знакомство детей с азбукой пожарной безопасности становится более глубоким. Например, дети отправляются на экскурсию в пищеблок, где повара рассказывают про опасность воздействия высоких температур, открытого огня.
Для закрепления знаний проводятся различные конкурсы, эстафеты, сюжетно-ролевые игры. Дети включают новые сюжеты в игры. Например, делают сюжетно-ролевую игру «Пожар» более разнообразной, предлагая темы: «Пожар в лесу», «Пожар в многоэтажном здании» и другие.
Занятия по правилам пожарной безопасности в подготовительной группе
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с трудом пожарников: узнают о способах тушения пожара, причинах его возникновения. На занятия приглашаются представители из пожарной бригады и МЧС.
Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику, которые ребята будут впоследствии разыгрывать по ролям.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
Автор — Даниленко Мария.