ребенок в детском саду

«Если ребенка начать обучать (и, естественно, продолжать образование) с двух-трехлетнего возраста, то он обязательно станет человеком, способным решить практически любую жизненную и творческую задачу». Звучит заманчиво, не правда ли?

Помочь родителям и педагогам в обучении детей берется Елена Николаевна Бахтина, которой и принадлежит это утверждение о раннем развитии как о первом шаге к жизненному успеху. Елена Николаевна — создатель и руководитель «Школы гениев», а также автор методических пособий для дошкольного развития, среди которых — «Букварь для малышей от двух до пяти». Букварь стал своего рода результатом пятнадцатилетней работы Елены Бахтиной с детьми в ее «Школе Гениев».

Букварь переиздавался 12 раз и получил восторженные отзывы в США, Израиле и Германии от наших соотечественников, которые стараются с детства привить детям любовь к родному языку. Кроме этого, методика Елены Бахтиной вошла в Энциклопедию дошкольного образования.

С чего начиналась ШКОЛА ГЕНИЕВ

Елена Николаевна Бахтина по образованию физик, проработала двадцать лет в противокосмической обороне. С развалом СССР и рождением детей пришло желание заниматься чем-то новым. В те непростые девяностые у Елены Николаевны появились первые ученики — дети, плохо учившиеся в последних классах школы.  Одним словом, двоечники. Впоследствии все они благополучно закончили школу и поступили в институт, а пока — дали первый толчок к размышлениям: почему одни учатся лучше и получают пятерки, а другие хуже и получают двойки? Родился довольно неожиданный ответ: все дело во времени. Ведь если двоечника усадить за книжки заблаговременно до экзамена, то он сдаст его на отлично! Заниматься детей, конечно же, лучше приучать с раннего детства.

Ключик к успеху был найден! Именно это стало основополагающим для открытия «Школы гениев».

В «Школе гениев» нет строгих парт и навязчивых плакатов с таблицей умножения и азбукой на стенах. Дети сидят на кожаных диванах. Да что там сидят! Им разрешается стоять хоть на голове, основной принцип — желание учиться и умение сосредотачиваться в любых условиях.

Родителей на занятия не допускают — дети не должны отвлекаться. Помимо основных наук, здесь преподают и эстетическое воспитание. Дети знакомятся с мифами Древней Греции на примере настоящих скульптур, привезенных со всего света. Трогать их, кстати, разрешается.

Принципы Живой азбуки

Обучение азбуке – дело тонкое. Хочется, чтобы ребенок сам тянулся к знаниям, а как этого добиться, если через пять минут после рассматривания азбуки малышу становится скучно и он отказывается запоминать буквы. Казалось бы, и буква крупно написана, и рядом изображено слово, которое начинается на эту букву – а ребенок ни в какую.

Елена Бахтина обнаружила, что если сделать саму букву похожей на какой-то предмет, то она легче запоминается – для ребенка эта связь становится очевидной. По такому принципу построен весь «Букварь для малышей». Каждый образ понятен малышу.

Букварь содержит красочные, «живые» иллюстрации. Каждая буква имеет свой неповторимый образ. Буквы в букваре — это знакомые малышам предметы.

Например, буква Е и Ё — различаются тем, что буква Е — спит, у нее закрыты глазки, а буква Ё — бодрствует, у нее открыты глазки.

У буквы Б большой живот, как у бегемота, буква У напоминает улитку с рожками в саду, а буква Ц запоминается тем, что у нее хвостик на конце.

Буква П «расхаживает» по странице в ботинках. Когда дети начинают ее учить, то они слышат фразу «Папа пришел, подарки принес». Хочешь – не хочешь, а букву запомнишь.

Буква Т — это молоток, который стучит по гвоздю «Тук-тук-тук». Буква Ч – это вылитая чашка. Можно из нее пить все, что угодно – хоть кефир, хоть молоко, хоть лимонад.

А мягкий и твердый знаки и вовсе изображены доступно и понятно: мягкий знак сделан из пуховой подушки, а твердый сложен из каменных булыжников.

Иллюстрации в букваре принадлежат кисти Мариной Федотовой – художником поздравительных открыток, что само за себя говорит. Все картинки очень позитивные, яркие, добрые и самое главное – понятные ребенку. При этом они ненавязчивые и не перегружают страницу.

Кроме этого, каждая страница имеет ограничительные поля, чтобы ребенок подсознательно концентировался на рассматривании странички и ему не хотелось отвлечься.

Методика Е.Бахтиной. Соединение в слоги

Буквы, соединяясь в слоге, дружат.Глава, посвященная слогам, так и называется «Буквы дружат». Если буква Н спешит в гости к букве А, то получается в итоге НА. Освоив слоги, ребенок сможет читать целые слова.

Однажды одна из мам пожаловалась Елена Николаевне, что ребенок не понимает, что читает. На вопрос, все ли мама сама понимает, мама ответила утвердительно. Тогда Елена Николаевна достала с полки книгу по основам векторного и тензорного анализа и предложила маме объяснить, что написано в книге.

Данный пример очень красноречив. Важно его всегда помнить, когда ребенок, казалось бы, на наш взгляд, простые истины долго не может усвоить. Ведь все мы в своем роде — дети, которым еще предстоит учиться и учиться. Но в первую очередь — воспитать маленьких гениев, начав обучение с малого — знакомства с буквами.

Автор — Даниленко Мария.