ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

игры в детском саду

Раннее детство, его впечатления, его опыт имеют огромное влияние в жизни человека. Именно в раннем детстве формируются те «комплексы», которые образуют в подсознательной сфере исходную точку будущих невротических симптомов. (З. Фрейд)

Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую «взрослую» жизнь ребенка. Вот почему так важно, чтобы родители педагоги и другие близкие взрослые осознавали возможности и потребности маленького человека, могли объяснить его тревоги, предупредить страхи. Ребенку как воздух необходима развивающая среда — условия, в которых он сможет активно познавать мир, развивать изобразительные и иные способности, необходимы внимание и искренний интерес родителей.

В период детства особе место занимают произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, нескладушки, побасенки, потешки.

Соприкосновение с опытом народа посредством слова, знака, образов ценностей рождает у детей эмоциональное отношение к нему, тем самым изменяя дух или внутренний мир ребенка, его качества личности. В сказках, потешках детей привлекают самостоятельность, свобода и мужество героев. Фольклор содержит предсказания о поведении и результатах, причинах и следствиях поступков человека, отражает противоречивый мир человеческих отношений, когда герой испытывает два борющихся в нем начала — потребности быть свободным и необходимость быть ответственным за свою жизнь, за поступки, за другого. В целом малый фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение. Через эти правила ребенок постигает ценности — Добро, Истину, Жизнь, Мораль.

В раннем детстве игрушка является для ребенка простым предметом, с которым можно выполнять различные действия.

Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретает для малыша самостоятельное значение и логику развития.

Игрушка является предметом, который моделирует какой-либо предмет взрослого мира. Игрушки полифункциональны, с ними ребенок может делать все что хочет, взрослый не навязывает ребенку определенных способов действий с ними. Важной предметной предпосылкой появления игровой деятельности являются действия с предметами-заместителями. Первоначально такое замещение осуществляется собственным кулачками ребенка (ладошка — ложечка, пальчики — расческа, два пальчика — заячьи уши и т. п.).

Несколько позднее обычно появляется использование одних предметов в качестве заместителей других, например небольшая по размеру палочка — это ложечка или совочек, носовой платок — коврик для куклы, пеленка, скатерть и так далее.

Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

  • наблюдение за игрой взрослого (например, взрослый хлопает в ладоши и приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку…», а малыш следит за движениями рук взрослого);
  • присоединение к этой игре, совместная игра;
  • подражание действия взрослого (взрослый берет ладоши малыша в свои руки, хлопает, повторяет те же слова потешки);
  • самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;
  • появление самостоятельных игровых действий (на этом этапе малыш старается самостоятельно выполнять движения руками под приговоры взрослого).

Эти этапы отражают поворот от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребенка, которые опосредованы знаком как «орудие культуры» — словом; возникает действие от слова (или от мысли). Этот поворот происходит при активном и непосредственном участии взрослого. В качестве предметов-заместителей дети чаще всего используют неоформленные предметы, не имеющие строго определенного игрового значения, — камешки, палочки, шишки, кубики, коробочки. Они используются как дополнение к сюжетным игрушкам или предметам обихода. Требования к сходству предмета-заместителя с изображаемым предметом в данном возрасте минимальны: один и тот же предмет может заменять ребенку совершенно не похожие предметы, для замещения одного и того же предмета могут использоваться разнообразные, мало похожие предметы (палочка, шариковая ручка — ложечка, прищепка — крокодил, колючка ежика).

Главное для ребенка — совершать с замещающим предметом действия, обычно осуществляемые с настоящим предметом.

В течение раннего возраста существенно усложняется структура одноактных игровых действий: действия с одной и той же игрушкой повторяются много раз, при этом часто не изменяются по содержанию. Далее, с развитием игры, игровые действия включают уже два или более элементарных действий, не имеющих между собой логической связи. Такие игры детей раннего возраста в психологии принято называть процессуальными, поскольку смысл такой игры заключается в самом процессе действия (например, малыш насыпает в кузов машинки песок, затем возит машинку за веревочку).

Игровой деятельности как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста еще нет. Хотя ребенок уже формально играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество ребенка и др.

Это дало возможность Л. С. Выготскому назвать процессуальную, или предметную, игру квази-игрой:

— Мы здесь имеем как бы игру, но она для самого ребенка еще не осознанна… объективно это уже игра, но она еще не стала игрой для самого ребенка [1].

Особенности процессуальной игры детей раннего возраста и ее отличие от поздних видов игровой деятельности описаны в исследованиях Е. О. Смирновой [3]:

  • однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий;
  • отсутствие смысловой связи между ними (например, малышка снимает одежду с одной куклы, а укладывает спать в кроватку другую игрушку);
  • содержанием игровых действием является подражание взрослому: ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым (например, мама повязывает ребенку салфетку, чтобы он не испачкался, кормит его с ложечки, затем малыш кормит свою любимую игрушку);
  • материалом для игры служат только реалистические игрушки, отражающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка (напримеркукла становится дочкой или сыночком, глубокая тарелка — кастрюлькой);
  • слабая эмоциональная включенность в игру: ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие, игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без ярких эмоций и переживаний (например, малыш начинает строить дом, ставит кубик на кубик, вдруг один кубик падает, ребенок бросает строительство и начинает играть с другими предметами).

Развитие игровой ситуации происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую берет на себя малыш при выполнении определенного действия.

Часто ребенок в игре называет себя не своим именем (сначала это происходит по указанию взрослого, например мама говорит своей малышке: — Давай поиграем в „дочки-матери“, ты будешь мамой, а я твоей дочкой), при этом ребенок начинает искать сходство между своими действиями и действиями взрослого. Это создает предпосылки для появления роли в игре в конце третьего года жизни. Часто в этот период ребенок называет игрушки именем действующего лица.

На третьем году жизни ребенка игровые действия начинают существенно усложняться.

Именно в этот период усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру. Игры ребенка носят более самостоятельный, независимый от взрослого характер, удлиняется время их проведения. Важным достижением в игре является изменение состава игровых действий, увеличивается число игровых действий, их вариативность. На смену разрозненным действиям приходят последовательные и самостоятельные действия.

Так, для того чтобы сделать кукле красивую прическу, девочка может в течение длительного времени мыть кукле волосы, расчесывать, накручивать на бигуди, завязывать ленточки, прикалывать заколки и пр. Кроме того, в репертуар игрового поведения малыша третьего года жизни прочно входят предметы-заместители. Эти замещения часто бывают достаточно оригинальными, например коробка из под обуви становится телевизором, а кусочек пластилина — сотовым телефоном. Анализ исследований Д. Б. Эльконина [5], посвященных развитию игры и игровых действий ребенка в раннем возрасте, показал, что предметы-заместители в игре чрезвычайно многофункциональны, именно в этот период через использование предметов-заместителей, называние их в соответствии с игровым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре, подготавливается основа для зарождения ролевой игры.

В процессе организованных взрослыми игр малыш двух-трех лет:

  • знакомится с предметным окружением,
  • узнает их название (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства),
  • учится называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, пластмасса),
  • сравнивает знакомые предметы (разные варежки, шарфики, обувь),
  • подбирает предметы по тождеству («Найди такой же, подбери пару»),
  • группирует их по способу использования (из тарелки едят, из чашки пьют).

Ребенок углубляет свои представления о явлениях общественной жизни: семья, детский сад, родной город (поселок, село), труд взрослых. У малыша формируются элементарные экологические представления, воспитывается бережное отношение к животным, птицам.

Уважаемые родители, педагоги! Вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально развит, был веселым, здоровым и любознательным, легко двигался, любил музыку, литературу? Добиться этого очень просто — играйте вместе с детьми! Представляя вашему вниманию авторские игры, мы надеемся, что они помогут вам насладиться общением с ребенком, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность [2].

Ниже перечисленные игры в детском саду рассчитаны на занятия в детском саду с детьми 2 — 2,5 лет. Игры также подходят и для «домашнего обучения».

Игры в детском саду: ЗАЯЦ И ЗАЙЧОНОК

Подобные игры в детском саду развивают представления о животных и их детенышах. Для игры необходимо: картинки сизображениями животных и их детенышей (или игрушки).

Ход игры. Перемешайте картинки и предложите малышу разобрать их по парам:

— Где заяц, а где зайчонок?,

— Где лиса, а где лисенок?

Игры в детском саду: УГАДАЙ МЕЛОДИЮ

Подобные игры в детском саду способствуют развитию фонематического слуха. Для игры необходимо: музыкальные игрушки — барабан, дудка, шарманка и т. п.

Ход игры. Поочередно показывайте ребенку музыкальные инструменты и спрашивайте их название. Затем уберите игрушки за ширму и играйте на них — малыш должен угадать, на чем вы играете.

Игры в детском саду: ЕЖИК И ЗАЯЦ

Подобные игры в детском саду развивают фонематический слух, учат двигаться под определенный ритм. Для игры необходимо: картинки с изображениями ползущего ежика и скачущего зайца, бубен.

Ход игры. Покажите малышу картинку с ежиком и объясните, что двигается он медленно — так, как звучит сейчас бубен. Малыш имитирует походку ежика под медленный стук бубна. Затем покажите картинку с изображением зайца и скажите, что он скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как заяц. Со сменой стука ребенок двигается соответственно.

Игры в детском саду: ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук, речь. Для игры необходимо: кубики, 2 матрешки.

Ход игры. Постройте лесенку из кубиков, у ее основания и наверху поставьте по матрешке. Попросите ребенка помочь матрешке спуститься. Озвучьте, как спускалась матрешка («прыг-прыг-прыг»). Попросите ребенка повторить. Предложите помочь матрешке подняться и т. д., сопровождая свои действия словами.

Игры в детском саду: РАССТЕГНИ ПУГОВИЧКУ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: детская одежда с крупными пуговицами.

Ход игры. Начинайте с тренировки на пуговицах не надетой на ребенка одежды. Помогайте малышу, направляйте его пальчики, поддерживайте. В случае успеха хотя бы с одной пуговицей похвалите ребенка.

Игры в детском саду: НАДЕНЬ КОЛГОТКИ

Подобные игры в детском саду способствуют освоению действий, связанных с одеванием. Для игры необходимо: детские колготки, кукла с колготками.

Ход игры. Возьмите детские колготки, покажите малышу вначале, как натягивать колготки на каждую ногу поочередно. Помогите малышу, действуя его руками. Когда колготки окажутся на ногах, подтяните их (для этого малышу нужно встать). Можно постепенно учить ребенка «набирать» колготки в руку. Если малыш справляется хотя бы с частью этой задачи, вам обязательно нужно похвалить его. Далее можно дать ребенку куклу и попросить его надеть кукле колготки.

Игры в детском саду: УЧИМСЯ ВЕШАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: предметы, которые ребенок может повесить на крючок, например куртка, прихватки для посуды, кухонные полотенца, сумки.

Ход игры. Предоставьте ребенку возможность практиковаться в развешивании различных предметов. Вешалку на куртке малыша можно увеличить и сделать более крепкой. Крючок или детскую вешалку следует укрепить
на удобном для ребенка расстоянии от пола. Крючок обязательно нужно выделить: пусть это будет красивый жесткий крючок, например, в виде чей-то лапки, рядом можно приклеить яркую картинку или поместить игрушку. Первое время помогайте малышу повесить куртку, направляйте его ручки и корректируйте движения. Ребенок  должен увидеть последовательность действий: пришел с прогулки, повесил куртку.

Игры в детском саду: ВОДИЧКА, ВОДИЧКА, УМОЙ МОЕ ЛИЧИКО

Подобные игры в детском саду учат подражать действиям взрослого, развивают гигиенические навыки. Для игры необходимо: мыло, полотенце

Ход игры. Умойтесь при ребенке — это вызовет у него желание подражать вам. Не забудьте отрегулировать воду для мытья рук и лица, объясняйте ребенку, как именно надо умываться. Можно для начала умыть куклу, показывая на ней алгоритм действии. Если ребенок затрудняется, возьмите его ручки в свои и помогите. Можно мылом поставить малышку точку на щеке или провести черточку на лбу и предложить самостоятельно смыть. Предложите ребенку умывать куклу, затем умываться самому. Радуйтесь, видя умывшегося малыша, хвалите его. Умывая ребенка,  можете приговаривать:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба —
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

Шла баба из заморья,
Несла кузов здоровья.
Тому-сему — помаленьку,
А Ванюшке — весь кузовок.

Игры в детском саду: СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ

Подобные игры в детском саду формируют представления о съедобных и несъедобных предметах. Для игры необходимо: игрушки или картинки,  изображающие съедобные и несъедобные предметы.

Ход игры. Положите перед малышом два предмета, один из которых несъедобен, и спросите: «Что можно кушать?» Далее вы демонстрируете картинки, предлагая ребенку сделать выбор. Если вы видите, что малыш взял что-то в рот, попросите, чтобы он вынул предмет, и объясните, почему брать в рот посторонние предметы нельзя. Если во время игры малыш ничего не потянул в рот, похвалите его за это.

Игры в детском саду: НАЛИВАЕМ ВОДУ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: небольшой кувшинчик с водой, стакан (можно использовать кукольную посуду), раковина.

Ход игры. Покажите ребенку кувшин с водой, научите брать кувшин, наклонять его, чтобы жидкость вылилась в стакан, затем дайте потренироваться у раковины. Предложите малышу наливать воду в стакан из заполненного наполовину кувшинчика. Вода может быть теплой и холодной, подкрашенной — главное, чтобы малыш был заинтересован в игре. Когда ребенок освоится с переливанием жидкости, попросите его помочь вам полить комнатные цветы, налить воды кошке или собаке в миску.

Игры в детском саду: УЛЫБАЮЩЕЕСЯ ЛИЧИКО

Подобные игры в детском саду помогают малышу научиться понимать эмоции людей. Для игры необходимо: книги и журналы с иллюстрациями.

Ход игры. Просматривая с ребенком иллюстрации, изучайте лица людей. Спрашивайте у ребенка, что выражает
то или иное лицо. Найдите изображение улыбающегося ребенка. Опишите малышу эмоции, отражающиеся на
лице этого ребенка, а потом попросите его показать улыбающееся личико. На следующий день сделайте упор на
другие эмоции: возбуждение, грусть, удивление. Ищите лица, выражающие те чувства, которые ваш ребенок переживает на данный момент.

Игры в детском саду: СОБАЧКА БЕЖИТ К ТЕБЕ

Подобные игры в детском саду развивают речь ребенка. Для игры необходимо: заводные игрушки: машинка, собачка, цыпленок, кошечка и т. п.

Ход игры. Сядьте с малышом на пол. Вытяните ноги, расставив их, попросите сидящего напротив малыша сделать то же самое. Ваши стопы должны соприкасаться, образовывая замкнутое пространство. Заведите игрушку и направьте ее в сторону малыша, комментируя происходящее, например:

— Собачка бежит к тебе,

— Машинка едет к тебе,

— Ой, как цыпленок упал.

Если ребенок может сам завести машинку и направить ее к вам, пусть сделает это. Если же ему нужна ваша помощь, заведите игрушку, но направит ее пусть все-таки ребенок.

Игры в детском саду: ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Подобные игры в детском саду знакомят со свойствами природных предметов.

Ход игры. Выберите погожий денек и отправляйтесь с малышом на поиски интересных камешков. Поговорите о том, что собираетесь делать, и захватите с собой ведерко. Предложите малышу искать камешки определенного типа: «Давай искать совсем маленькие (большие) камешки» или «Давай искать круглые камешки». Искать можно камни большие, маленькие, неровные, круглые, пятнистые белые, коричневые — в общем, любые. Когда закончите, отнесите камни домой и помойте их. Внимательно рассмотрите каждый камень и обсудите, откуда он мог взяться. Пусть малыш рассортирует собранные камни.

Игры в детском саду: СОРТИРУЕМ ИГРУШКИ

Подобные игры в детском саду развивают мышление ребенка. Для игры необходимо: много детских игрушек разного цвета, мешочки из ткани тех же цветов.

Ход игры. Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой много игрушек. Начинайте сортировать их по  цвету:

— Давай выберем все красные игрушки и сложим их в красный мешочек.

Так же можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т. п.). Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно если вы поможете малышу.

Игры в детском саду: ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ

Подобные игры в детском саду развивают восприятие, мышление ребенка. Для игры необходимо: детские игрушки, предметы для метки: ленточки, гофрированная бумага и т. п.

Ход игры. Спрячьте где-нибудь во дворе три-четыре «сокровища». Пометьте места, где они спрятаны, цветочными ленточками или гофрированной бумагой. Заранее объясните ребенку, какие «сокровища» вы ищете. Например:

  • маленькую игрушку, спрятанную под кустом;
  • игрушку, повешенную на ветке дерева;
  • игрушку на сиденье качелей.

Держа малыша за руку, отправляйтесь на поиски «сокровищ». Находки доставят ребенку огромную радость.

Игры в детском саду: СЕКРЕТ

Подобные игры в детском саду знакомят с предметами различной формы и величины, учат соотносить детали. Для игры необходимо: «занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные и круглые, кубы, а также шары.

Ход игры. Взрослый говорит, что у каждого имеются кубы и шары разной величины. Он предлагает вложить
предметы в «занимательную коробку». Для этого надо отсортировать кубы от шаров. Когда малыш выполнит эту
часть задания, взрослый пододвигает к нему коробку, предлагая опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Ребенок выбирает указанные взрослым предметы, произвольно ориентируясь в их величине. Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстие; большой предмет он проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом малыш учится не
только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично опускается вторая, а затем третья пара предметов.

Игры в детском саду: РВЕМ БУМАГУ

Подобные игры в детском саду знакомят со свойствами бумаги. Для игры необходимо: папиросная бумага, газетная бумага и другие виды мягкой бумаги.

Ход игры. Покажите ребенку, как рвется бумага. Для начала вы должны использовать легко рвущиеся полоски бумаги, папиросную бумагу (разноцветную) или бумажные типографские отходы. Помогайте, если ребенок не может
самостоятельно совершать движения. Постепенно сокращайте помощь, сохраняя поддержку за предплечья. Дайте ребенку возможность порвать газету. Изорвать в клочья газету — важный шаг для мышления, с помощью которого ребенок знакомится с качеством материала. Обрывки газеты можно использовать с ребенком в целях: подбросить в воздух и дать им упасть; бросить их в коробку и что-нибудь под ними спрятать, чтобы ребенок мог порыться в клочках бумаги.

Игры в детском саду: МАСТЕРСКАЯ ИГРУШЕК

Подобные игры в детском саду расширяют активный и пассивный словарь.

Для игры необходимо: игрушка-машинка, у которой сломалось колесо (снялось с оси), игрушечный молоток.

Ход игры. Взрослый показывает малышу сломанную игрушку (например, у машинки сломалось колесо и т. п.)
и говорит:

— Сломалась наша машинка. Отлетело колесо, нельзя играть с машинкой. Надо ее починить!

Взрослый показывает ребенку колесо:

— Что это?

Затем взрослый показывает игрушечный молоток и тоже задает вопрос:

— Что это?

Затем надевает колесо на ось и «забивает»:

— Как стучит молоток? Тук-тук-тук!

Ребенок имитирует движение и приговаривает:

— Молоток туку-тук-тук!

Взрослый говорит:

— Вот как хорошо мы поработали, починили машинку, можно ее опять катать.

Малыш играет с машинкой. Можно дать ребенку подержать молоток, разрешить им постучать.

Литература:

  • Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т. 4. — М., 1984.
  • Платохина Н. А., Грабаровская Л. В. Развивающие игры для самых маленьких от 9 до 3-х лет. — М., 2008.
  • Смирнова Е. О. Детская психология. — М., 2003.
  • Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). —Ростов-на-Дону, 2005.
  • Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, октябрь 2010 г.