Автор статьи — Екатерина КЛИМЕНКО.
В современном мегаполисе взрослые и дети подвержены постоянному стрессу. Плохая экология, опасные ситуации на дороге и много чего еще. Школьники и дошкольники чуть не с самых пеленок втягиваются в гонку под названием «все успеть»…
Надо записаться в тысячу кружков, надо хорошо учиться, надо помогать старшим, надо иметь много друзей. Всё это хорошо и правильно, но детская психика часто не выдерживает груза ответственности. Возникают стрессы, детские неврозы и беспокойства. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия.
Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как «терапия искусством».
Как метод психологической помощи арт-терапия существует недавно (впервые это понятие использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов). Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже – с 50-х годов XX века, когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают. В 1960 году в США начала свою работу Американская ассоциация арт-терапии.
Основным достоинством арт-терапии является то, что этот метод доступен для каждого – не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Главная цель арт-терапии – высвобождение эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии. Для арт-терапии очень важна спонтанность, позволяющая человеку понять свои чувства, научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой. Для это широко используется новые стили рисования.
Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Любые бессознательные закорючки, начирканные на полях тетради во время лекции или урока, будут дудлами.
Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще.
Художница Джоанна Басфорд рисует целые книги-раскраски («Зачарованный лес», «Таинственный сад») в стиле дудлинг. Их с удовольствием разрисовывают и взрослые, и дети. Дудлингу посвящены сообщество в
сети.
Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).
В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).
Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Бекка Крахула, автор книги «Зентангл», пишет: «При создании зентангла улучшается память, стимулируются творческие способности, поднимается настроение; зентангл успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе».
Зентангл рисуется по четким правилам:
- на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстрактный узор, не имеющий верха или низа,
то есть не ориентированный в пространстве; - черные узоры на белом фоне;
- в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры, не содержащие узнаваемых
Дорисуй и раскрась образов (цветочки, листики, бабочки, силуэты птиц, мордочки и т.п.). - зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время,
когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.
Классический зентангл выполняется так:
1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.
2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.
3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings), чтобы разделить область рисунка на секции.
4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.
Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.
Иллюстрация автора.
Материал предоставлен журналом «ДоШКОЛЬНЫЙ МИР«.