ребенок в детском саду

Вопрос: Здравствуйте! Моей дочери Ане 4,5 года. Она очень развитая девочка (речь, мышление), но в детсад она не ходит, ходит к няне (в детском саду тяжело болела, и пока мы отказались от него).

Ребенок абсолютно нормален (конечно, с точки зрения дилетанта), иногда не слушается, часто упрямится — но все в пределах возрастной нормы, то есть у меня тревоги не вызывает, за исключением следующего момента — часто говорит, что она не Аня, а котенок, что ее зовут Мурка, потому что она — котенок-девочка, а я ее хозяйка, ходит на четвереньках, просит послать ее ловить мышей и кормить «китикетом». Сначала не обращали внимания, потом стали беспокоиться, все чаще и навязчивей стала в это играть и обижается, плачет, если не поддерживаем такую игру. В ответ на объяснения, что она не кошка, а девочка, отвечает — «ну это же понарошку, как будто».

Ребенок живет со мной и моей мамой, отец Ани погиб 1,5 года назад в результате несчастного случая, я говорила, что папа уехал, потом где-то 8 месяцев назад сказала, что папа заболел, не ходил к доктору и боженька забрал его к себе на небо. Очень болезненно для своего возраста ребенок воспринял смерть близкого, плакала долго, но опять-таки вроде бы в пределах нормы.

Так как я не психолог, то и не могу понять, где же граница нормы, и вот эта игра в кошечку — недостаток общения, нежелание быть собой, уход от действительности — или как это можно объяснить? Огромное спасибо.

Отвечает детский психолог, Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА:

Здравствуйте! В своем описании ситуации Вы задеваете тему переживания горя, смерти близкого человека. Возможно, такое поведение девочки связано с этим (как одна из возможных причин такого поведения). Ваши варианты также могут быть верными — уход от действительности, сокрытие своих переживаний — «мама скрывала, теперь я буду». Рекомендую Вам обязательно обратиться к психологу. Вопрос о норме или отклонении лучше рассматривать при очной встрече со специалистом. Думаю то, что это очень важно и для вас, и особенно для девочки. Не упускайте время, решайте эту проблему сейчас.

Я нам предлагаю поработать вместе следующим образом, я предоставлю вам информацию по психологии переживания горя детьми, а вы постарайтесь увидеть в ней некоторые ответы на свою ситуацию.

Психологи различают горе и травму.

Горе — нормальный процесс переживания потери близкого человека, а травма или патологическое горе — процесс образования синдрома посттравматических нарушений. Установлено, что легче всего ребенок переносит ожидаемую утрату, когда он при смерти не присутствует. В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего бабушек и дедушек. При этом ребенок знает, что бабушка или дедушка старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего. Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

Гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью.

И наконец ситуацией, в значительной мере вызывающей патологическое горе, являются так называемые «непохороненные» — без вести пропавшие, те, о смерти которых не сообщили близким. Дело в том, что пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может. Эта ситуация предельно тяжела. Ситуация неопределенности страшна сама по себе. Любая, пусть даже самая страшная определенность — лучше. В условиях неопределенности человек в своем представлении то хоронит своего близкого, ожидая самого худшего, то вдруг с пробуждающейся надеждой надеется на чудо. Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Поэтому помочь близкому человеку можно, отнимая у него надежду, как ни странно это звучит.

Отсюда вытекает одна из самых абсолютных рекомендаций — всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого.

Родные всегда начинают догадываться о смерти близкого. Если не сообщить, то человек оказывается в той ужасной ситуации, когда его терзают самые страшные подозрения, но он не обладает достаточной информацией и продолжает надеяться. Так что не сообщая человеку о смерти близкого, якобы щадя его, на самом деле вы меньше всего думаете о нем. И к детям это относится в полной мере.

Похороны во всех культурах организованы и продуманы так, чтобы человек мог попрощаться с близким. Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах, у него может развиться патологическое горе, и тогда, чтобы облегчить его страдания, рекомендуется воспроизвести процедуру похорон, прощания. Это можно сделать и символически.

В случае с ребенком это поможет сделать специалист — психолог. Также с детьми проводят групповые занятия.

Еще одна из важных рекомендаций психологов — всегда, вне зависимости от возраста, рекомендуется брать детей на похороны близкого человека.

Одной из причин усиления травмы могут выступать не разрешенные вовремя конфликты, непроговоренные чувства. Необходимо помочь это сделать, пусть даже символически. Можно написать письмо умершему и прочитать на кладбище или разговор с фотографией. Иногда это единственный способ дать людям облегчение в их бесконечном возвращении к тому, что было не договорено. Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства, как и взрослые. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время.

Независимо от реакции будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось.

Рекомендации детского психолога:

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно сообщайте ему верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Говорите с ребенком о ваших чувствах.
  • Внимательно слушайте, что говорит ребенок.
  • Не уставайте уверять ребенка, что Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Возможно, вам это придется повторять многократно.
  • Обнимайте ребенка как можно чаще — такие прикосновения для ребенка очень важны.
  • Не жалейте времени, укладывая спать ребенка — разговаривайте с ним, успокаивайте его (если нужно, оставляйте ночник включенным).
  • Наблюдайте, как играет ребенок, следите за ним. Часто ребенок в игре проявляет свои чувства: страх, агрессию. Способствуйте играм, разряжающим напряжение — игры с водой, с песком. Если ребенку хочется ударять, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.
  • Обратитесь за помощью к специалистам.