ребенок в детском саду

зима

Занятие «Кто как к зиме готовится» проводится в рамках реализации авторской программы «Веселый язычок».

Составители:

  • учитель-логопед КУЗИНА Светлана Борисовна,
  • музыкальный руководитель НИКИТУШИНА Любовь Валерьевна,

МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 53 «Чебурашка», г. Клин Московской области. Данное занятие логопеда в детском саду рассчитано на детей подготовительной к школе группы и проводится по мотивам стихотворения В. Степанова «Миша и его друзья».

Оборудование:

  • игрушки (мишка, лиса, заяц, крот, оса, бобр, ежик, белка)?
  • рукавички,
  • валенки,
  • чашка с блюдцем,
  • дрова,
  • грибок,
  • орешки,
  • маска ежика,
  • кассеты «Колыбельные» и «Волшебство природы» из серии «Нарру Bаbу».

Ход занятия

Педагог:

Уж клич отзвенел журавлиный.
Давно осыпается сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же, свисая, горят.
(В. Рождественский)

1. Песня об осени (по выбору).

Педагог: — Давайте заглянем в осенний лес!

2. Динамические упражнения.

По-лосиному красиво (Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты)
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо (Бег на носках)
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка (Прыжки на двух ногах вправо-влево)
Все спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка, (Ходьба на внешнем своде стопы)
Косолап он с детских лет. (В. Степанов)

По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
— Отвечайте, звери, мне
Вы готовы ли к зиме?
— Да, — ответили Лисицы, —
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.

3. Массаж пальцев «Рукавицы» (авторская разработка).

Педагог:

-Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев)
Всем лисятам рукавицы:
Для лисенка Саши, (Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого; при повторении массировать пальцы правой руки)
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки-лисички.
В рукавичках — да-да-да! — (Потереть ладони друг о друга)
Не замерзнем никогда!
— А у нас есть валенки, —
Отвечали Заиньки. —
Что нам вьюга да метель?..
Хочешь, Мишенька, примерь!

4. Динамические упражнения «Заинька» (для ног) (авторская разработка).

Хором:

Скачет Зайка босой (Подскоки с ноги на ногу)
Под высокой сосной.
А Зайчишка маленький (Шаг на всей стопе)
Топает в валенках.
Каблучками он стучит, (Стоя на месте, руки на поясе, подниматься на носках и опускаться на всю стопу, пристукивая каблучками)
На друзей своих глядит.
На качелях покачался, (Перекаты с пятки на носок, стоя на месте)
Зайка всем заулыбался.

Педагог:

— Ну а я, — ответил Крот, —
Под землей устроил ход.
Там с красавицей женой
Будем чай мы пить зимой.

— И Крот угостил Мишку чаем с разными вкусностями.

5. Логопедическая гимнастика.

  • Упражнение «Подуй на чай».

Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

  • Упражнение «Ой, как вкусно!».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

  • Упражнение «Блинчик».
  • Упражнение «Пирожок».

— Спросил Мишка и Осу, что она сейчас делает.

Педагог:

Осы к осени желтее,
Полосатее и злее.
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает…
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им — обидно.
(В. Степанов)

6. Дыхательное упражнение «Осы» (по Б. Толкачеву).

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…».

7. Гимнастика для глаз «Оса» (авторская разработка).

Са-са-са — Прилетела к нам оса.

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.

Су-су-су — Мы увидели Осу.

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Сы-сы-сы — Испугались мы Осы.

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Са-са-са — Улетай скорей, Оса.

Проследить движение по кругу в другую сторону.

Ай-ай-ай — Ты нас больше не кусай.

Спрятать руки за спину и покачать головой.

Ой-ой-ой — Побежали мы домой.

Мигать глазами.

Педагог:

Крикнул Бобр медведю с речки:
— Я дрова колю для печки.
Дай мне, Миша, только срок —
Из трубы пойдет дымок.

8. Упражнение «Пильщики» О. Боромыковой.

(смотрите сборник О. Боромыковой «Коррекция речи и движения», с. 5)

Дети разбиваются на пары и выполняют упражнение.

Педагог:

Вылез Ежик из листвы:
— Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе — грибов кадушка.

9. Упражнение «Грибок».

10. Подвижная игра «Маленький ежик».

Педагог:

Смотрит Белка из дупла:
— Я орешков припасла.
Высоко мое дупло.
В нем и сухо, и тепло.

11. Пальчиковая игра «Сидит белка».

Хором:

Сидит Белка на тележке, (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…
(Русская народная детская песенка)

12. Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят».

Педагог:

Обошел Медведь весь лес
И в берлогу спать залез. (Дети ложатся на спину на ковер и закрывают глаза)
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли
И, как и Мишка, видят сны.
(Звучит фонограмма колыбельной.)
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
(Звучание меняется, дети слышат пение птиц — фонограмма или пьеса «Все птички в гости к нам».)
Птички станут щебетать,
Будем глазки открывать, (Дети открывают глаза, встают с ковра)
Просыпаться и вставать.