ребенок в детском саду

Подготовила — Надежда Кузьмина

К нам в редакцию поступил вопрос от Романа с просьбой рассказать о лекотеках Москвы, куда обращаться и так далее. Признаться, мы сами были не в курсе вообще, что это такое и как работает. Думаем, что узнать об этом будет интересно всем, ну и просьбу Рома мы постарались выполнить.

Лекотекаэто такая новая форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Основной целью такого дошкольного образования, является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.

Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

Немного истории дошкольного образования и лекотеки

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.
Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством.
Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF). В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка № 9 г. Москвы.
Материальная база лекотеки должна включать в себя:

  • оборудование для развития общих движений
  • игрушки для развития движений рук и ручных навыков
  • игрушки для развития тактильного восприятия
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия
  • игрушки для развития слухового восприятия
  • игрушки для развития мышления
  • игрушки для развития речи и языка
  • средства для развития альтернативной коммуникации
  • игрушки для социально – эмоционального развития
  • материалы для изобразительного творчества
  • средства для музыкального развития
  • книги для детей
  • книги для родителей
  • фонотека
  • видеотека
  • выставка самодельных игрушек
  • компьютерные игры
  • специальное оборудование для детей с нарушением движений

Как принять участие в лекотеке (дошкольное образование)

Обычно дети направляются в лекотеки из поликлиник, больниц, генетических центров, обществ инвалидов и социальных служб. Проблемы, которые у них имеются, самые разные. Это может быть и ДЦП, умственные недостатки, общие нарушения психического развития, нарушения речи, движений, сенсорики. Комиссию для лекотеки можно пройти тут: ГБОУ ЦППРиК «Исток», г. Москва, ул. Парковая 3-я, 50а, +7 (499) 165-42-21.

Где найти лекотеку

  • Детский сад компенсирующего вида №605. Открытое шоссе, д. 26а, корп. 1. Тел.: (499) 966-33-75, (499) 966-70-49.
  • ГУ САО Лекотека психолго-медико-социального центра помощи детям. Ул. Часовая , д.5А +7(495) 1520251, (495) 152-4224, lekoteka@yandex.ru, http://www.lekoteka.ru
  • Лекотека на базе начальной школы – детского сада компенсирующего вида №1853 (10 микрорайон).
  • ВАО, Новогиреево, детский сад № 1602, группа для детей с нарушениями в развитии, в т.ч. с ДЦП, ул.Молостовых, д.96, тел. 302-0119, 307-61-38
  • Коррекционный детский сад №1371 для детей с задержкой психического развития, Свободный проспект, д.96. Директор Евдокимова Ирина Васильевна, тел. 300-44-11, 307-84-05
  • Детский сад компенсирующего вида № 2196 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Психолого-медико-социальный центр «Росток», тел.: (095) 152-02-51, 152-42-24
  • Детский сад компенсирующего вида №865, г. Москва, ВАО, ул.Хабаровская, д. 12, (495) 467-59-10

Справки по тел. 537-3602.
Контактный телефон: 531-77-26.

Для справки:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 10 августа 2006 г. N 497

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» приказываю:
1. Утвердить Примерное положение об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования (приложение).
2. Начальникам окружных управлений образования рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, открыть лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений.
3. Московскому городскому психолого-педагогическому университету (В.В. Рубцов) и государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) организовать курсы повышения квалификации для специалистов лекотек.
4. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) подготовить спецификацию по оснащению лекотек.
5. Государственному образовательному учреждению Центру образования «Технологии обучения» (Е.И. Булин-Соколова) провести семинары для методистов окружных научно-методических центров, специалистов окружных управлений образования и заведующих дошкольными образовательными учреждениями «Организация функционирования лекотек».
6. Заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Никоненко Е.В. ввести в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные штатные единицы для организации работы лекотек.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальников окружных управлений образования и начальника Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексанину.

Руководитель Департамента
Л.П. Кезина

Приложение
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 10 августа 2006 г. N 497

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕКОТЕКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность лекотек государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее — лекотеки), создаваемых на основании п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве».
Лекотека является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.
1.2. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
1.3. Основными задачами лекотеки являются:
— реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;
— проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
— обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
— проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
— психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
— помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
— подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
— поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
1.4. Лекотека может открываться при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования, оборудованных для реализации ее деятельности помещений.

2. Организация деятельности лекотеки

2.1. Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и групповой формах.
Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
— 2 человека — для детей со сложным дефектом;
— 6 человек — для детей с изолированным дефектом.
В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу могут проводить педагог-психолог, дефектолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. При работе с группой от 4 до 6 детей, в число которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структурой дефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.
2.2. Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с детьми проводится в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет до 1 часа. В сложных случаях проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце учебного года. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком — 1 час.
2.3. С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде педагогом-психологом или социальным педагогом 2 раза в год осуществляется выезд на дом воспитанников продолжительностью до 3 часов.
2.4. При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) на дом. Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 2 до 3 часов (1 час на занятие с ребенком, от 1 до 2 часов на консультирование родителей (законных представителей).
2.5. Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет 1 час 30 минут.
2.6. Продолжительность групповой работы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в неделю.

3. Образовательный процесс

3.1. Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образованием (с учетом методических рекомендаций по составлению программ в лекотеках).
3.2. Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др.
3.3. Организация коррекционно-образовательного процесса лекотеки регламентируется годовым планом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
3.4. Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические, социальные и медицинские работники.
3.5. Прием (отчисление) в лекотеку регулируется уставом государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, с особенностями, установленными настоящим Положением.
3.6. В лекотеку принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения окружной психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.
3.7. Для организации деятельности лекотеки в штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, вносятся изменения путем введения дополнительных штатных единиц:

  • руководитель структурного подразделения — 1 ст.;
  • медсестра — 0,25 ст.;
  • педагог-психолог- 1,5 ст.;
  • учитель-дефектолог — 0,5 ст.;
  • учитель-логопед — 0,5 ст.;
  • специалист — 1 ст.;
  • социальный педагог — 0,5 ст.;
  • помощник воспитателя — 1 ст.

Данные штатные единицы определяются из расчета на 12 детей для лекотеки, являющейся структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.