ребенок в детском саду

23 февраля в детском саду — праздник важный и необходимый, ведь именно в детстве закладываются основы патриотизма, мужественности и стойкости у мальчиков. Перед 23 февраля в детском саду воспитатели разрабатывают целый цикл занятий, которые помогут дать представление детям про защитников отечества в игровой и познавательной манере.

Иллюстрацией к теоретическим положениям может послужить занятие про богатырей, приуроченное к 23 февраля в детском саду № 33 РАДУГА г. Губкин Белгородской области. Занятия в детском саду были проведены воспитателем Н.Я. Алехиной в старшей группе.

Занятие про богатырей КАК НАШИ ПРЕДКИ ЗАЩИЩАЛИ РУСЬ ОТ ВРАГОВ

Задачи занятия:

  • дать представление об укладе жизни древних славян;
  • объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
  • закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях – богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;
  • воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

Материал к занятию:

  • иллюстрации (внешний вид и древние поселения славян, занятия предков – охота, земледелие, рыболовство, оружие богатырей – щит, меч, булава, палица);
  • репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова;
  • макеты избы, деревьев, забора, блюдце с водой, резиновый шланг, разрезанный пополам и наполненный водой, скатерть зеленого цвета (для создания макета поселения древних славян);
  • оборудование для спортивной игры «Попади в цель» (2 тоннеля, мешочки с песком, стойка).

Предварительная работа: изготовление перед 23 февраля в детском саду на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду макетов избы, деревьев, забора.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках, объясняет, что предки – это люди, которые жили перед нами, до нас.

Задает детям вопрос:

– А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (Для нас предки – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки,  прапрабабушки и прапрадедушки.)

Воспитатель рассказывает, что давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (показывает иллюстрации).

Воспитатель спрашивает:

– На что похоже слово «славяне» по звучанию? (Это слово напоминает слова «слава», «славный».)

– Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек. Затем обобщает ответы детей и объясняет, что в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом у стола и всем вместе построить макет древнего поселения.

— Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины (стелет на стол зеленую скатерть), место такое желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Рядом должны быть леса (выставляет макеты деревьев на стол). Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро (ставит на стол тарелочку с водой).

— В семьях было много детей, дети создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться деревни и села, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу, ведь родные люди, родственники всегда помогают друг другу (выставляет на стол несколько макетов деревянных домов). Каждое поселение огораживали забором (вокруг домов ставится забор из деревянных палочек). А за забором был ров, наполненный водой (вокруг забора раскладывает резиновый шланг, разрезанный пополам и скрепленный за два конца, который имитирует ров с водой). Вот мы огородили наши дома, и получилась крепость, укрепленный городок.

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Что означает слово «крепость»?

– Как вы думаете, от кого крепость защищала своих жителей?

— Наши предки – славяне – были дружелюбные, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители крепости оборонялись. Когда нужно было защищать свои земли, родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Затем жителей становилось все больше и больше, и люди стали строить свои дома за стенами крепости (расставляет дома за стенами крепости). Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее, и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так и образовалась Русь. Родную землю и свой народ нужно было защищать. Назывались защитники земли русской богатырями.

– А вы каких знаете богатырей?

– В былинах воспеты богатыри. А вот, как они выглядели.

Воспитатель показывает детям картину В.М. Васнецова «Богатыри», задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

– Да, дети, эта картина называется «Богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

– А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть смелыми, ловкими, сильными.
И для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Далее с детьми проводятся игры в детском саду, например, игра-эстафета РУССКИЕ БОГАТЫРИ. Ребята делятся на 2 команды. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на лошади (палке), перелезть через стойку, пролезть сквозь тоннель, попасть мешочком с песком в мишень и вернуться обратно.

Воспитатель предлагает детям послушать песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», а затем обсудить, какие чувства  она
вызывает.

Воспитатель спрашивает:

– Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Им помогали храбрость, сила, умение.) Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине, самоотверженность и любит народ своих богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах. Называются песни былинами.

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «былина»?

– Еще откуда мы узнали о богатырях?

– В каких русских народных сказках рассказывается о богатырях?

Воспитатель предлагает послушать пословицу: «Родина – мать, умей за нее постоять», спрашивает:

– Почему Родина названа матерью?

– Что значит уметь за нее постоять?

– Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить
сама себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Воспитатель подводит итоги занятия 23 февраля в детском саду.

Литература:

  1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1926.
  2. Ковалевский П.И. Психология русской нации. – М., 2005.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №4 за 2009 год.