ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

адаптация к детскому саду

Подскажите пожалуйста, ребенку 2,4 года, начал ходить в детский сад, вначале проходил 4 дня со старшим братом в подготовительную группу, т.к. летом группы смешанные, и вот 2 дня проходил в младшую группу. Адаптация сразу ухудшилась, вначале с братом он подплакивал, но оставался, жалоб от воспитателей не было, но вот в младшей группе, мне в первый же день сказали, что ребенок теребит писю, ее показывает детям, дома такого интереса нет, он писает сам в унитаз и одевает трусы, в детском саду воспитатель жалуется, что он не хочет их одевать. И проблема, что он ни как не освоит горшок для туалета «по-большому», какает стоя. Как понять, и что делать, как реагировать на эти половые интересы. Анастасия.

Здравствуйте, Анастасия! В вашем случае адаптация к детскому саду у ребенка получилась ступенчатой. Первая ступенька – это привыкание в смешанной группе со старшим братом. Такая ступенька для вашего сына была щадящей, т.к. рядом близкий человек и он, скорее всего, помогал брату в группе. А вот вторая ступенька – привыкание к младшей группе и в одиночестве для ребенка стала неожиданной и болезненной. Малыш мог не понять, почему сначала с братиком ходили вместе, а потом вдруг надо оставаться в группе детского сада одному. Такое изменение в условиях пребывания для ребенка могло стать травмирующим.

С одной стороны, описываемое вами поведение сына, может являться симптомом тяжелого переживания адаптации. Понаблюдайте за ребенком, за его поведением и эмоциональным состоянием дома. Как он спит, как кушает, играет ли спокойно дома или стал нервничать, много плакать, плохо засыпать, чего-то бояться. Какой ваш ребенок по типу нервной системы, как раньше реагировал на сложные ситуации. Все это важно для понимания актуального состояния сына. Если такие изменения присутствуют в поведении малыша, то это подтверждает тяжесть адаптации и возможное уже невротическое реагирование ребенка на ситуацию. В таком случае постарайтесь смягчить адаптационный период, уменьшите время нахождения в детском саду, не оставляйте на целый день (ваш малыш еще очень маленький, он нуждается только в мамочке рядом и потребность в других людях у него еще не сформирована). Дома все туалетные процедуры осуществляйте так, как надо делать в детском саду. Ребенок должен научиться этому (если не умеет) или понять, что так сейчас надо будет делать всегда. Проконсультируйтесь у детского врача, возможно, организму ребенку необходимо помочь витаминами, успокаивающими микстурами.

С другой стороны, такое поведение ребенка может быть протестующим. Малышу не нравится новый порядок его жизни, он не желает ходить в детский садик, выполнять требования воспитателей, он хочет домой к маме и таким своим поведением пытается протестовать против воли взрослых. А если воспитатели в группе требовательны, директивны, и ругаются на малыша за какие-либо его промахи, то такая среда только усиливает протест. Ни в коем случае не ругайте мальчика, не осуждайте и не стыдите его. Он очень слабо понимает мотивы своих поступков, он реагирует и вам необходимо понять причины таких реакций. Малыш еще маленький, его психика еще формируется и условия, в которых происходит данное формирование, очень важны сейчас. Любые психологические травмы в данном возрасте могут очень сильно отразиться на будущем формировании личности, могут отложить свой отпечаток на всю последующую жизнь вашего ребенка. Будьте бдительны и аккуратны в своих воспитательных требованиях. Важно развивать, учить и направлять. Необходимо чтобы процесс научения всем необходимым бытовым и социальным процедурам проходил плавно и безболезненно.

В данной ситуации я бы хотела обратить ваше внимание на еще один момент. Опыт пребывания маленького сына со старшим братом в подготовительной группе мог принести с собой и такие «плоды». Дети в старшем подготовительном возрасте могут так «играть» и интересоваться половыми вопросами, а малыш это мог наблюдать и сейчас повторяет в своей интерпретации поведение других детей.

Этот факт не отменяет, конечно, вышеназванные причины такого поведения малыша. Будьте внимательны и к старшему ребенку, понаблюдайте за его поведением, аккуратно поговорите с воспитателями.

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.