ребенок в детском саду

psixologia-det-sad

Здравствуйте! Помогите мне пожалуйста уже и не знаю что и делать… Моему сыну 3,4 года он у меня очень добрый и неконфликтный! Вопрос вот в чем, приходим на площадку там есть две девочки его возраста они начинают его толкать, а он сразу в слезы. Его даже не сильно толкнули он все равно плачет, а детей плач его веселит они его постоянно цепляют и он постоянно плачет. Как мне его отучить так реагировать на то, что его толкнули. Я очень переживаю, ведь нам в этом году в детский сад. Как подготовить ребенка к детскому саду? Спасибо! Олеся.

Здравствуйте!

Давайте попробуем проанализировать Вашу ситуацию. Вы приходите с малышом на площадку… на площадке играют другие дети… Имеет ли Ваш малыш опыт общения с другими детьми? Играл ли он вместе с ними? Общался ли малыш раньше с другими детьми (не просто рядом стояли, а играли вместе)? Или на площадке только Вы рядом с малышом или он играет один?

Если Ваш ребенок еще не умеет совместно с другими детьми играть, молчун и мало разговаривает, то такое агрессивное поведение девочек, конечно, его пугает, он не знает, что делать и хочет к мамочке, в уютное и безопасное место. В таком случае я бы не рекомендовала начинать опыт общения вашего малыша с агрессивными «коллегами» по детской площадке. До этого ребенка надо научить, подсказать ему или даже показать, как играть вместе, какие игры могут быть с другими детьми. Ребенку можно почитать книжку с иллюстрациями, где происходит общение в игре нескольких детей, обсудить вместе и рассмотреть картинки. Можно вместе с взрослым (с вами, например) и другими детьми (обязательно включая своего малыша) поиграть на площадке – построить вместе башню из песка, поиграть в хоровод, змейку… Ваш малыш с удовольствием будет играть в игру с мамой и научится включать в общение других детей.

В случае, если начальный опыт общения вне семьи у ребенка будет окрашен в темные тона, будет негативным, то малыш может надолго замкнуться, не желать или даже бояться новых знакомств и игр. И это затянет его социальное развитие, развитие коммуникативных способностей, что, конечно же, создаст трудности при адаптации к детскому саду.

В Вашей ситуации, если для Вашего малыша общение с агрессивными девочками – первое общение с детьми, то исключите пока такие агрессивные «уроки». К ним мы подготовимся позже, когда у малыша будет сформировано более устойчивое социальное стремление (но затягивать здесь тоже нельзя – если вы в сентябре планируете начать посещать детский сад, то процесс научения должен сейчас идти «полным ходом» – старайтесь побольше посещать места с детьми, общаться и играть).

Следующим этапом может быть подготовка вашего малыша к общению с разными детьми. Это очень важно, конечно, при подготовке ребенка к детскому саду, к выходу малыша в «большую жизнь».

Одна из теорий психологии развития говорит о том, что любое действие ребенка направлено на определенную цель. Цель ребенка – занять определенное место в группе. Получение такого места и признание в группе являются первичными мотивами поведения любого человека, поскольку обеспечивают ему выживание. Хорошо адаптированный ребенок добывает себе место в группе детского сада за счет привнесения в нее чего-то своего, а также подстраиваясь под требования группы. Наибольшее влияние на цель ребенка оказывает реакция (что делает в данной ситуации взрослый) и аффект (эмоциональный отклик) со стороны других людей.

В Вашей ситуации важны ваши действия и эмоциональная реакция других детей. Малыш плачет, значит он ищет Вашей защиты, хочет, чтобы Вы избавили его от сложившейся трудности (это может быть и манипулятивное поведение). Девочки же, наблюдая за ответной реакцией вашего ребенка, еще больше активизируются и усиливают свои агрессивные действия. Чем больше и ярче Вы будете реагировать охами и переживаниями, тем слабее будет чувствовать себя Ваш малыш, и тем дольше будут продолжать свои нападки данные девочки. Срабатывает механизм «стимул-реакция», который необходимо сломать. Например, Вы можете спокойно подойти к малышу и загадочно предложить интересную игру: «А мы будем играть в строителей!». Таким методом Вы переключаете внимание девочек и заинтересовываете детей, и учите их играть в совместные позитивные игры.

Обращаясь к вышеназванной психологической теории, я рекомендовала бы вам постараться не реагировать яркими эмоциями на плач малыша и поведение девочек, и подумать заранее, чем можно заинтересовать таких подружек – пусть ваш малыш привнесет что-то новое и добьется своего места в группе (но обратите внимание на уровень агрессивности детей – если дети грубые, дерутся и по-другому не умеют общаться, а ваш малыш еще слишком маленький, то не надо испытывать его, пусть он подрастет и будет более уверенным в обществе детей и … стоит ли подстраиваться под группу с такими агрессивными нормами). А привнести в круг новых друзей ребенок может и свою активность и желание играть вместе, делиться игрушками в процессе игры, рассказывать стихи или интересные истории и т.д. Этому Вы можете его научить дома – общайтесь со своим малышом как можно чаще и не только для его обслуживания (покушать, поспать), разговаривайте, читайте книги, обсуждайте истории, научите его играть, выучите с ним стихи – пусть Ваш ребенок будет отличаться чем-то от других детей, пусть будет интересным, многознающим. И тогда он сможет заинтересовать детей, удивить, подключить к себе и завоевать признание. Это принесет новые эмоции и новые оттенки в жизнь Вашего малыша, он будет становиться сильнее и научится справляться с трудными ситуациями самостоятельно. Удачной подготовки к детскому саду!

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.