ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

адаптация к детскому саду

Начинается осень и с ней новый образовательный год. В школах и детских садах суета, учителя и воспитатели поздравляют друг друга с Новым годом, а мамы начинают испытывать внутреннее волнение и ожидание трудностей… Вы решили отдать своего малыша в детский сад.

Что ждет там маленького человечка? Что это такое – детский сад? И как облегчить малышу процесс адаптации к детскому саду? Мы попробуем разобраться в этих вопросах.

Детский сад – это учреждение, которое призвано помогать в организации детей родителям в период их трудовой общественной деятельности. Детское образовательное учреждение преследует благие цели и направлено на социализацию наших детей. Но обычный детский сад это отсутствие гибкости и индивидуального подхода, заорганизованность маленьких детей (вместе встали, вместе помыли руки, вместе пошли играть, кушать…) и требование дисциплины. Все воспитатели желают видеть детей дисциплинированными, послушными, тихими и спокойными, чтобы сами быстро одевались, кушали и спали в тихий час. И порой воспитатели не желают брать на себя весь груз обучения детей, понимания и терпения, предъявляя претензии и родителям. Поэтому адаптация в детском саду в данном случае имеет две стороны, первая — это сам детский сад и его воспитатели, вторая – отношение родителей и наша готовность прикладывать усилия для плавной подготовки ребенка к детскому саду.

Обращаясь к стороне детского учреждения, необходимо отметить, что личность воспитателя является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на процесс адаптации ребенка к детскому саду. Ведь, это человек, который будет не только проводить с вашим ребенком больше времени, чем вы, но и оказывать влияние на вашего малыша. Поэтому важно при выборе детского сада обязательно уделить максимум внимания не только изучению воспитательной системы в данном детском саду, но и личности воспитателя. Познакомьтесь с ней, пообщайтесь, узнайте у знакомых, других родителей об особенностях общения и уровне педагогической грамотности того или иного воспитателя. Выбирайте воспитателя, также тщательно, как и само учреждение.

И так, вы выбрали детский сад, и определись с воспитателем. Ваш ребенок готовится вступить в общественную жизнь – поступить в детский сад. У малыша новый этап жизни, новые условия, новый режим и новые требования – впереди его ждет процесс привыкания (адаптации).

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, к новой обстановке. Данный процесс охватывает широкий спектр индивидуальных различий в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и условий воспитания.

Первоначально поговорим о возрасте поступления ребенка в садик. До 2-3 лет у ребенка еще нет сильной потребности в общении со сверстниками, малышу достаточно общения с мамой и близкими людьми. Поэтому нормально развивающие дети, а тем более эмоционально чувствительные, тревожные, впечатлительные не могут быстро и резко адаптироваться. Они очень сильно реагируют на разлуку с мамой. Современные исследования в этой области показали, что у детей, которых отдали в ясли с 2-х лет и сразу на полный день (без подготовки и постепенного вхождения) больше возбудимости в эмоциональной сфере и у них более часты заболевания.

Особенно неблагоприятное влияние такая непродуманная адаптация к детскому саду оказывает на нервно и соматически ослабленных детей. Исследование среди родителей показало, что самыми распространенными симптомами сложной адаптации к детскому саду у детей 2-3-х лет являются частые заболевания, повышенная возбудимость ребенка, ранимость, обидчивость, плаксивость и боязливость. Для детей данного возраста характерным является то, что они могут испытывать страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями, что в полной мере проявляется в процессе адаптации к садику. Поэтому очень важно грамотно организовать процесс вхождения ребенка с новую общность – важно, чтобы все происходило постепенно: вначале знакомство (прийти с мамой, побыть в группе, заинтересовать ребенка), затем оставить малыша одного на один час и увеличивать время пребывания в группе постепенно.

Существует несколько психологических закономерностей начала адаптации. Чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Рано отдать ребенка в детский сад – это значит до года, когда у ребенка еще не сформировалось чувство беспокойства и тревоги при уходе мамы и страха при проявлении незнакомых людей. Но в таком случае первичные эмоциональные контакты ребенок будет устанавливать не с мамой, а со сверстниками и в дальнейшем ребенок может не научиться испытывать глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания.

Потребность в привязанности – одно из наиболее важных условий психического развития человека. Ребенок, имеющий положительный опыт привязанности в большей степени психически устойчив и гармоничен. Привязанность к маме – первый и самый важный элемент в формирующейся личности малыша, это базовый фундамент дальнейшего благополучного развития.

Помните об этом, когда будете принимать решение отдавать малыша до года в ясли. Но если все же остро возникла такая необходимость, то попытайтесь всеми силами в совместные минуты с ребенком компенсировать ему недостаток вашего тепла и ласки.

Еще одна закономерность — чем больше развита эмоциональная связь с мамой и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация. Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 года) мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки. Мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации. В период своего бурного эмоционального развития они в большей степени привязаны к маме и более ранимо реагируют на разлуку. Поэтому мальчиков рекомендуется приводить в детский сад в 3,5 года.

Рассмотрим теперь психологические особенности адаптации. Средний срок привыкания ребенка составляет для яселек 7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Это усредненные цифры для нормально протекающего процесса адаптации к детскому саду.

Педагоги и психологи в современных детских садах приводят такую статистику:

  • 10% детей в настоящее время легко переживают процесс вхождения в детский сад,
  • 70% детей – средняя степень адаптации
  • 20% детей тяжело переживают адаптационный период.

Таким образом, основная часть детей переживает процесс адаптации с некоторыми трудностями, которые при контролируемом и бережном отношении возможно разрешить.

Все мы знаем, что дети очень разные, имеют индивидуальные особенности и могут по-разному реагировать на изменившиеся условия. Но существуют также общие закономерности протекания адаптации.

Общие закономерности адаптации к детскому саду

1. Для детей до 3-х лет характерными проявлениями трудной адаптации являются или беспокойство, страхи, заторможенность, вялость или возбудимость, упрямство, негативизм, которые выражаются дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки после сдерживаемого напряжения днем в детском саду. Поэтому разрешайте своему малышу дома проявлять эмоции, ему необходима такая разрядка, снятие напряжения – пусть он плачет, смеется, громко разговаривает, поет и т.д. – малышу это необходимо для уравновешивания своего эмоционального состояния.

2. Вначале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет (уменьшает) силу защитных сил организма – малыш ослабевает и становится чувствителен ко многим инфекциям, начинает часто болеть. До начала посещения детского сада оздоравливайте малыша, укрепляйте его, закаляйте. Также и в процессе адаптации продолжайте все мероприятия по укреплению организма ребенка. Если же ваш малыш от рождения слабенький и болезненный, то необходимо все мероприятия осуществлять под руководством врачей.

3. Тяжелее всех адаптируются малыши с флегматическим и меланхолическим типами темперамента, легче всех – с холерическим. Флегматики и меланхолики не успевают за темпом ритма детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. Если ваш малыш медлителен, то постарайтесь научить его самостоятельно и без трудностей обслуживать себя — одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки на ботиночках и т.д. Скорость действий вы, скорее всего, не увеличите у своего малыша (темперамент — это от природы), но если ваш малыш научиться, например, одеваться, самостоятельно и сразу правильно, то это уменьшит его трудности и вызовет у него положительные эмоции.

4. Ощутимые трудности испытывают левши при поступлении в детский сад. У таких детей преобладает активность правого полушария, что означает более высокую чувствительность к воздействию эмоциональных факторов. Да и мир весь вокруг нас построен для правшей.

5. Тяжелее адаптируются к детскому саду единственные в семье и поздние дети, которые чрезмерно опекаются родителями, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания. Таким детям очень сложно в условиях, что они не одни, что не только им уделяется внимание и их не одевают, не кормят… Они испытывают весь спектр негативных эмоций от непонимания, что происходит и почему теперь так, до сильного страха и злости. Постарайтесь не создать своему ребенку такой ситуации, ведь это всецело зависит от нас, родителей.

Если вы решили пойти в детский сад, то облегчить этот новый путь совсем не трудно. И, несмотря на множественные возможные трудности, можно сделать так, чтобы ваш ребенок с желанием посещал детский сад. Постарайтесь приблизить режим дня дома ребенка к режиму дня сада, научите своего малыша элементарным навыкам самообслуживания, закаляйте и укрепляйте организм ребенка. Соблюдение данных простых правил, учет общих закономерностей и индивидуальных особенностей своего малыша помогут вам в этом новом этапе.

А если у вас возникнут дополнительные вопросы относительно вашего малыша и его пребывания в детском саду, то наши специалисты готовы ответить на все интересующие вас вопросы персонально. Пишите нам!

Ольга Северная, практикующий психолог (стаж 17 лет),
автор научно-исследовательских работ, преподаватель факультета психологии.

адаптация к детскому саду