ребенок в детском саду

рейтингЭксперты РИА Новости и Института психолого-педагогических проблем детства РАО в рамках проекта «Социальный навигатор» составили рейтинг лучших детских садов России — 2013, в который вошли муниципальные дошкольные учреждения из 16 регионов РФ.

Рейтинг лучших детских садов включает в себя 3536 детских садов Волгоградской области, Еврейской автономной области, Калужской области, Красноярского края, Курской области, Новосибирской области, г. Москвы, Самарской области, Тамбовской области, Республики Коми, Республики Мордовия, Рязанской области, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Список образцовых дошкольных учреждений возглавили:

  1. МБДОУ д/с компенсирующего вида № 196 «Маячок», г. Тольятти
  2. МБДОУ д/с № 40 «Снегурочка», г. Сургут
  3. МДОУ д/с комбинированного вида № 307, г. Волгоград
  4. МДОУ д/с компенсирующего вида № 71, г. Волгоград
  5. МБДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Лесная сказка», г. Тольятти
  6. МБДОУ д/с № 77 «Эрудит», г. Нижневартовск
  7. МБДОУ д/с компенсирующего вида № 465, г. Самара
  8. МБДОУ д/с № 66 «Забавушка», г. Нижневартовск
  9. ГБОУ д/с № 2658, г. Москва
  10. МБДОУ «Центр развития ребёнка — д/с № 25 «Родничок», г. Сургут

Стоит отметить, что при исследовании учитывались те образовательные учреждения, которые выразили желание и готовность принять участие в проекте. Например, из Москвы поступили заявки от всего четырех государственных детских садов.

Рейтинг лучших детских садов основан на Методике, разработанной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО и включающей в себя несколько критериев оценки. Для участия в исследовании заведующим детских садов необходимо было заполнить электронную форму анкеты, которую они отправляли в органы управления образованием для дальнейшей проверки и далее — в федеральный центр обработки данных.

Рейтинг лучших детских садов исходя из параметра: УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ ДЛЯ РЕБЕНКА 

Критерий «Условия, созданные для ребенка» включает в себя несколько составляющих:

1.1. Здоровье и безопасность:

  • Посещаемость детьми детского сада
  • Заболеваемость
  • Санитарно-гигиеническое состояние детского сада
  • Оздоровление и медицинские услуги
  • Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду
  • Доступность для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
  • Обеспечение безопасности (пожарная безопасность, безопасность жизни и здоровья)

1.2. Организация пространства:

  • Наличие оборудованных помещений и уличных площадок
  • Оформление помещений и уличных площадок детского сада
  • Обеспеченность детского сада игрушками и пособиями
  • Обеспеченность компьютерами и электронными средствами для занятий

Все детские сады по этому критерию получили оценки «хорошо» и «удовлетворительно». Наиболее высокие результаты среди прочих регионов показали Москва, Тамбовская, Самарская и Ульяновская области – от 75% до 100% детских садов из данных регионов получили оценку «хорошо».

Рейтинг лучших детских садов исходя из параметра: ПЕДАГОГИ, РАБОТАЮЩИЕ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

В понятие этого критерия входит:

  • Образовательный уровень педагогов
  • Квалификационные категории педагогов
  • Повышение квалификации педагогов
  • Признанные успехи педагогов данного детского сада, подтвержденные наградами, поощрениями и т.п.
  • Привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта

Большинство детских садов по этому критерию получили оценку «удовлетворительно». Только один детский сад, расположенный в Самарской области и лидирующий в общем рейтинге, соответствует оценке «хорошо». Самые низкие результаты показали дошкольные учреждения из Еврейской автономной области.

Любопытно то, что в этой категории заметно снижение показателей по сравнению с рейтингом прошлого года. Если в этом, 2013 году, оценку «хорошо» получил только один детский сад, то в 2012 году таких детских садов насчитывалось 9. Детские сады-«двоечники», получившие оценку «неудовлетворительно», составляли в 2012 году 7,5% от общей массы дошкольных учреждений. В 2013 году их число выросло почти в три раза — до 25,6%.

Профессия «воспитатель» не пользуется популярностью среди молодых людей. В детских садах наблюдается нехватка молодых профессиональных кадров. Об этом говорят и цифры: количество дошкольных учреждений, не укомплектованных педагогами с высшим педагогическим образованием, увеличилось с 7,4% в 2012 году до 11,2% в 2013 году. Аналогичная ситуация складывается и с наличием педагогов высшей и первой категорий в детских садах.

Рейтинг лучших детских садов исходя из параметра: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД 

Этот параметр включает в себя:

  • Дополнительные образовательные услуги
  • Дополнительные не образовательные услуги

Больше половины детских садов (64,1%) реализуют для своих воспитанников дополнительные образовательные услуги и лишь 629 детских садов (17,8%) предоставляют возможность своим воспитанникам воспользоваться услугами не
образовательного характера. Большинство дошкольных учреждений по критерию «Дополнительные услуги в детском саду» получили оценку «удовлетворительно»

Только один детский сад стал «хорошистом» — дошкольное учреждение из Удмуртской области. Самые низкие результаты показали детские сады Курской и Рязанской областей, Республик Коми и Мордовия, а также Еврейской автономной области, до половины детских садов которых были оценены как «неудовлетворительные».

Проблемы современных дошкольных учреждений

Показатели исследования не столь положительны, как хотелось бы надеяться. Практически все детские сады получили сводную оценку «удовлетворительно», что, несомненно, заставляет задуматься: сфера дошкольного образования еще далеко не совершенна и потребуются годы на то, чтобы привести систему на должный уровень.

Рейтинг лучших детских садов позволяет также обнаружить проблемы, на которые следует обратить внимание.

  • Не все детские сады имеют интернет-сайты. У 12,2% от общего числа ДОУ в соответствующей графе стоял прочерк.
  • Не все детские сады также имеют электронную почту. Это касается 9,4%.
  • Только 9,1% из общего числа участвующих в исследовании детских садов укомплектованы штатными врачами.
  • Штатными психологами располагают лишь  47,6% дошкольных учреждений.
  • Инклюзивное образование — относительно новая тенденция. В 30,2% дошкольных учреждений обеспечены условия для обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
  • Чуть меньше половины детских садов (45,2%) охраняются в дневное время суток.

Популярные дошкольные образовательные программы

Почти все детские сады (99,6%) используют в своей работе комплексные образовательные программы. Эти программы ориентированы на всестороннее развитие ребенка: социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое. Самыми популярными программами оказались:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – по данной программе работают 31,6%;
  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – программу используют 29,8% детских садов;
  • «Детство» под ред. В.И. Логиновой и др. – данная программа используется в работе 19,2% дошкольных учреждееий;
  • «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой – по программе работают 11,4% детских садов;
  • «Школа 2100» науч. рук. А.А. Леонтьев – программу используют в работе 6,1% детских садов;
  • «Кроха» Г.Г. Григорьева – программа используется в 3,7% детских садов;
  • «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой – по программе работают 2,7% дошкольных учреждений;
  • «Из детства в отрочество» Т.Н. Доронова и др. – по программе работают 2,4% детских садов;
  • «Успех» науч. рук. А.Г. Асмолов – данная программа используется в работе 1,9% детских садов.

86,6% детских садов используют в своей работе парциальные образовательные программы. Наиболее востребованными парциальными программами стали:

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – программу используют в работе 37% детских садов;
  • «Юный эколог» С.Н. Николаева – по программе работают 33,6% детских сада;
  • «Цветные ладошки» И.А. Лыкова – программа используется в 20,5% детских садов;
  • «Развитие речи» О.С. Ушакова – по данной программе работают 17,3% детских сада;
  • «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова – программа используется в 13,3% детских садов;
  • «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова – программу используют 11% детских садов;
  • «Мы» Н.Н. Кондратьева – программу выбирают 4,2% детских сада;
  • «Старт» Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина – по программе работают в 2,8% детских садов;
  • «Как хорошо уметь читать!» Д.Г. Шумаева – по программе работают в 1,8% детских садов.

Материал подготовила Даниленко Мария.