ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. У меня два мальчика: одному 4.5, другому — 2.5 годика. Они постоянно плачут и упрямятся. Стараешься спокойно с ними говорить, но результатов это не дает. Пока их не поругаешь и не накажешь, они не слушаются. Я понимаю, что может быть где-то я неправильно себя веду, но у меня уже сил нет никаких с ними справляться! Хочется быть доброй и мягкой мамой, но совсем не получается. 

Как можно вывести ребенка из состояния плача? Например, очень для нас проблематично лечь спать, что днем, что ночью. Только услышат, что нужно готовиться ко сну, тут же истерика: «Не хочу! Не буду!». Читаешь сказки перед сном — начинается спор, кто какую хочет, и никогда желания не совпадают. Уже перестала вообще что-то читать. Плач останавливается после того, как я повышаю тон! 

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте! Читая Ваше письмо, я чувствую Ваше отчаянье и усталость, а еще огромное желание все изменить. Конечно, очень хочется, чтобы братья были дружными, помогали друг другу, умели уступать, делиться, договариваться. Это возможно, но на это потребуются время и Ваше терпение.

Как правило, основной (но не единственной) причиной конфликтов между детьми в одной семье являются ревность и соперничество за мамину любовь.

Что можно сделать, чтобы дети перестали ревновать и соперничать друг с другом:

  • Ни один из детей не обязан делиться с братом своими игрушками. Это его собственность. Примите для себя, что он может делиться, а может и нет.
  • Постарайтесь дома разграничить пространство для каждого, пусть маленькое.

Вместе со старшим переберите игрушки и договоритесь с ним, в какие игрушки может играть только старший, и без его разрешения трогать их нельзя. В какие могут играть оба, а какие только младшего. И бережно охраняйте пространство каждого. Таким образом каждый ребенок будет чувствовать себя защищенно и предсказуемо, что никто не придет и не заберет его любимую игрушку.

  • В системе Монтессори есть правило, что каждый ребенок работает на коврике. Таким образом, он физически ограничивает свое рабочее место, куда без его разрешения не могут войти другие дети, а также с ним играть вместе. Это помогает ребенку чувствовать себя защищенно, учит договариваться с другими.

«Можно я буду играть с тобой?», — спрашивает подошедший ребенок, и сидящий на коврике может ответить положительно, а может отказать. Такую практику можно ввести и дома.

Купите два коврика, пусть они стоят в комнате, объясните детям правила. Первое время следите за их выполнением. Да, получившему отказ будет обидно, и тут важно ему оказать поддержку, озвучить чувства («Тебе обидно, что Петя не хочет с тобой играть? Ты злишься из-за того, что…»), утешить, пожалеть, можно предложить заняться чем-то другим. В этом случае оба ребенка чувствуют Вашу поддержку, уважение каждого из них, учатся сотрудничать и сочувствовать другому. Нередко бывает, что отказавший, видя, как плачет другой, дает ему свою игрушку, тоже жалеет.

  • Покупая в магазине маленькие сюрпризы, покупайте обоим. Можно покупать одинаковые сюрпризы, а можно с учетом индивидуальных предпочтений.
  • Не сравнивайте братьев между собой, подчеркивайте индивидуальность и уникальность каждого.

Чтобы это было легче сделать, составьте себе список черт характера каждого ребенка, что вам нравится в каждом из них. Вы сами увидите, какие они разные. Остается только каждый раз замечать эти качества в каждом из мальчиков, говорить им об этих качествах и о тех чувствах, которые они вызывают в вас.

Например, «Мне очень приятно видеть, какой ты щедрый брат !» (Когда тот САМ поделился игрушкой). «Какой Саша веселый и задорный, всегда умеет развеселить, а Коля заботливый и добрый». Не бойтесь похвалить «с запасом», немного больше. Через некоторое время Вы заметите изменения в поведении ваших детей. Помните, бороться надо ЗА ХОРОШЕЕ, А НЕ ПРОТИВ ПЛОХОГО!

Относительно сказок перед сном:

Договоритесь вместе, что будете читать по очереди. Сегодня Вы читаете сказку, которую хочет старший, а завтра —  которую хочет младший. Если и это не поможет, то попробуйте поговорить таким образом: «Мальчики, Вам нравится ссориться перед сном?» Если ответят положительно, то оставьте их одних. «Ну что ж, тогда ссорьтесь!» А если скажут, что не нравится, тогда: «Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы вы не ссорились!». Пусть постараются сами предложить варианты, пусть это будут абсолютно нереальные варианты, важно выслушать каждого. А потом пусть выберут вариант, который устроит обоих. Так можно договариваться во всех конфликтных ситуациях. Так дети будут учиться решать конфликты самостоятельно, учитывать интересы другого, уступать друг другу.

Вообще, для укладывания спать существуют разные приемы. Основные сводятся к следующему:

  • Выработайте четкий ритуал (повторение одних и тех же действий ежедневно), которому будете следовать каждый день.
  • Примерно за час до укладывания в постель начинайте играть в спокойные игры. Это может быть чтение, это могут быть другие совместные занятия, легкий массаж. Главное, чтобы это были занятия успокаивающие, а не возбуждающие нервную систему.

Вот варианты таких игр.

Волшебный ковер

Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории.

Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с ребенком.

Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в страну чудес. Конечно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть ребенок сам фантазирует (вы помогаете, только когда это необходимо). Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыш не успокоится. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

Совет рассказчику

Лучший способ стимулировать творческое воображение ребенка — относиться внимательно ко всему, что он говорит. Восхищайтесь героями сказок, которых он сам создал в своем воображении, и не будьте слишком строги к ним. Не удивляйтесь, если рассказ зайдет за границы здравого смысла.

Поговорим о животных

Выключив свет, попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: «Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?» И если последует положительный ответ, то попросите назвать это животное. Эта игра дает прекрасную возможность подробно поговорить с ребенком о животном мире. Вы получите большое удовольствие, рассуждая с ним о разных птицах, зверях и насекомых. Жаркий и долгий летний день, оказывается, можно сравнить с медлительной черепахой, а день, заполненный заботами, суетой, спешкой, — с обезьяной, ящерицей или лисицей. Сначала вы должны сами сказать, кого напоминает прожитый вами день, например: «Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож день у тебя?»

Рассказ об игрушке

У большинства детей есть игрушечные животные. Ложась спать, малыш чувствует себя в безопасности, если рядом с ним лежит любимая кукла или зверюшка. Поэтому сделайте одну из игрушек главным персонажем вечерней сказки. Пусть ребенок сам выберет, какую захочет, и расскажет о ней историю. Только нужно обязательно помочь малышу.

Начните рассказ, а затем предложите ему продолжить. Например: «Жил был лев по имени… Лев жил в… Он очень любил есть…»

Теперь спросите: «Как ты думаешь, кто был его другом?» Это позволит пробудить воображение и фантазию ребенка. Поинтересуйтесь, где лев любил гулять, о чем он думал, просыпаясь по утрам и т. д. Постарайтесь понять все, о чем хочет сказать ребенок, и помогите ему сочинить интересную историю.

Воспоминания

Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.

Игра теней

Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети. Подвесьте в центре комнаты лист бумаги. Выключите свет и осветите фонариком лист с задней стороны. В это же время кто-нибудь должен шевелить пальцами и руками между листом бумаги и фонариком, проецируя на бумагу тень. Те, кто сидит перед «экраном», должны понять, на что похожи тени, и рассказать какую-нибудь историю. В эту игру лучше всего играть вечером в выходные дни, когда к вам в гости приезжают родственники и друзья.

Массаж

По вечерам мы часто беседуем с ребенком, обсуждаем события дня, читаем, секретничаем. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения — он хочет чувствовать ваше прикосновение. Мягкий, ласковый массаж поможет ему успокоиться и заснуть. Что может быть приятнее нежного поглаживания спины, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку!

Если малыш перевозбужден, начните массаж со ступней (если только он не боится щекотки), предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем то же самое проделайте с руками малыша. Потом попросите его расслабить плечи и мягко их помассируйте. По завершении перейдите к шее и наконец к голове.

Делайте это при слабом освещении, очень спокойно, говорите монотонным голосом или тихонько напевайте, и вы увидите, поможет ли это вашему ребенку заснуть.

Текущие события

Показывайте друг другу картинки в журналах и газетах и подробно рассматривайте важные и интересные детали. Помогите ему подключить воображение и выявить способность оценивать, тогда вы поймете, что он видит на картинке. Вот некоторые вопросы, которые могут быть полезны.

  • Что происходит на картинке?
  • Как ты считаешь, часто ли люди делают это?
  • Ты тоже хотел бы заниматься этим? А как бы ты это сделал?

Собирайте вместе игрушки. Можно, чтобы каждая игрушка ( с вашей помощью) целовала мальчиков, говорила, что любит их и желала спокойной ночи. Представляете, какой заряд любви они получат! А кроме того, много раз повторяющаяся фраза: «Я ложусь спать, спокойной ночи!», — постепенно подведет их к тому, что и они ложатся спать.

Пусть это время будет приятным временем, которое вы проводите все вместе.

Конечно, все получится не сразу. Важно ежедневно повторять ваш ритуал отхода ко сну. И постепенно дети привыкнут к нему. И их гораздо легче будет уложить в постель.

Запаситесь терпением и верой в то, что ваши сыновья добрые, отзывчивые и дружные. Выполняйте планомерно рекомендации. И постепенно ситуация начнет меняться.

____________________

Читать также: