ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. В детском саду дали задание — нарисовать свою семью. Мой ребенок, 5 лет, нарисовал папу и двух братьев. Один брат — родной, другой не родной. Мы с биологическим отцом ребенка не живем вместе, но ребенок с ним видится. 

Меня очень насторожило то, что у папы такое лицо. К тому же, лучи у солнца черные. Скажите, пожалуйста, есть ли повод для беспокойства?

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК

Здравствуйте. Насколько можно понять из сообщения, маме хотелось бы понять, отражает ли данный рисунок отношения мальчика с отцом и каково эмоциональное состояние ребёнка. Однако определить это и сделать хоть какое-то заключение по одному рисунку невозможно. Кроме того, не известно, давалась ли мальчику какая-нибудь инструкция, задание, тема, на которую он рисовал. Рисунки, которые психологи используют для диагностики, обычно даются с чёткой инструкцией.

Очень большое значение в интерпретации рисунка имеет диалог с ребёнком о том, что он нарисовал.

Здесь уместны вопросы относительно выражений лица, расположения изображённых объектов, их занятия. В результате такого разговора у психолога могут появиться предположения о том, что беспокоит ребёнка. Чтобы их проверить, ребёнка обычно просят нарисовать еще несколько рисунков или же используют другие методики. Существует множество диагностических рисуночных тестов, и психолог сам подбирает наиболее подходящие ситуации.

Относительно данного рисунка предполагать, почему мальчик нарисовал папу с грустным выражением лица, можно сколько угодно, но лучше всего спросить это у самого автора работы. В любом случае, без разговора с ребёнком и его мамой, а также дополнительных рисунков какие-либо обоснованные выводы сделать невозможно.

Насколько значим цвет в рисунках детей.

Здесь также без диалога с автором не обойтись. Первым делом надо выяснить, какие цвета у ребёнка любимые. Среди любимых может оказаться и чёрный цвет, и любой другой тёмный цвет. Не пугайтесь этому. Диагностическое значение чёрный цвет может приобрести лишь в определённом контексте рисунка. Малыши 1-3 лет вообще часто предпочитают чёрный цвет просто потому, что он наиболее яркий.

Большое значение имеет общее цветовое наполнение рисунка, настроение, экспрессия изображения.

Если ребёнок испытывает сильные эмоции (радость, возбуждение, гнев, страх и др.), как правило, это видно по линиям рисунка, нажиму, размеру изображения, преобладающей цветовой палитре. Для психолога это может служить основанием для выдвижения предположений об эмоциональном состоянии ребёнка.

Цветовая палитра предоставленного рисунка, на мой взгляд, довольно позитивная. Что касается чёрных лучей у солнца, мне кажется, мальчик сначала нарисовал рисунок чёрным карандашом, а потом раскрасил его. Поэтому и солнце в контуре получилось чёрным. Но можно уточнить это у него самого. Единственное, что может указывать на некоторую напряжённость ребёнка, это острые линии в нижнеё части рисунка (трава). Но это может являться не больше, чем поводом к дальнейшей беседе с мальчиком и его мамой и при необходимости проведения других диагностических методик.

______________________

Читать также: