.

опыты в детском саду

В помощь педагогу: Опыты в детском саду >>>
для проведения интересных занятий и уроков. В магазине «Детский сад» огромный выбор всего самого интересного для детского сада. Заходите по ссылке!

 

Конспект занятий в детском саду: Простые эксперименты

Тема: Знакомство с наукой через простые эксперименты

Возраст: 4–6 лет

Цель: Познакомить детей с основами научного подхода через простые и безопасные эксперименты, развивать наблюдательность, любознательность и навыки работы в группе.

Продолжительность: 30–40 минут

Материалы: Доступные и безопасные предметы (вода, пищевые красители, мыло, уксус, сода, воздушные шарики, бумага, магниты, лупы, яйца, соль, стаканы и т.д.).

План занятия

1. Организационный момент (5 минут)

  • Приветствие: Собрать детей в круг, рассказать, что сегодня они станут «юными учеными» и будут проводить настоящие эксперименты.
  • Введение: Объяснить, что наука — это способ узнавать, как работает мир. Задавать вопросы: «Почему идет дождь?», «Как летают самолеты?».
  • Правила безопасности: Напомнить, что эксперименты проводятся только с воспитателем, нельзя пробовать вещества на вкус.

2. Основная часть: Простые эксперименты (20–25 минут)

Эксперимент 1: «Вулкан в стакане» (7 минут)

Цель: Показать химическую реакцию уксуса и соды.
Материалы: Пластиковый стакан, уксус, пищевая сода, пищевой краситель (по желанию), ложка, поднос.
Ход эксперимента:

  • Поставить стакан на поднос.
  • Насыпать в стакан 2–3 ложки соды.
  • Добавить несколько капель пищевого красителя (например, красного).
  • Налить в стакан немного уксуса (примерно 50 мл).

Наблюдать, как смесь «взрывается» пузырьками, напоминая вулкан.
Обсуждение: Спросить детей, почему появилась пена? Объяснить, что сода и уксус вступают в реакцию, выделяя газ.
Вывод: Химические реакции могут создавать что-то новое и интересное.

Эксперимент 2: «Радуга в воде» (7 минут)

Цель: Познакомить с понятием плотности жидкостей.
Материалы: Прозрачный стакан, вода, подсолнечное масло, мед, пищевой краситель, пипетка.
Ход эксперимента:

  • Налить в стакан немного меда (нижний слой).
  • Добавить слой воды, подкрашенной пищевым красителем.
  • Осторожно налить сверху подсолнечное масло.
  • Попросить детей угадать, почему жидкости не смешиваются.

Наблюдать, как жидкости образуют разноцветные слои.
Обсуждение: Объяснить, что разные жидкости имеют разную плотность, поэтому они не смешиваются.
Вывод: Вещи в природе ведут себя по-разному из-за своих свойств.

Эксперимент 3: «Волшебный шарик» (5 минут)

Цель: Показать, как статическое электричество работает.
Материалы: Надутый воздушный шарик, мелкие кусочки бумаги.
Ход эксперимента:

Потереть шарик о волосы или шерстяную ткань.

Поднести шарик к кусочкам бумаги и наблюдать, как они прилипают.
Обсуждение: Спросить, почему бумага прилипает? Объяснить, что шарик «зарядился» электричеством.
Вывод: Электричество может притягивать легкие предметы.

Эксперимент 4: «Плавающее яйцо» (6 минут)

Цель: Познакомить с понятием плотности и плавучести.
Материалы: Два прозрачных стакана, вода, соль, два сырых яйца, ложка.
Ход эксперимента:

  • Налить воду в два стакана.
  • В один стакан добавить 4–5 ложек соли и размешать до растворения.
  • Опустить по яйцу в каждый стакан.

Наблюдать: в обычной воде яйцо тонет, а в соленой — плавает.
Обсуждение: Спросить детей, почему яйцо плавает в соленой воде? Объяснить, что соль увеличивает плотность воды, помогая яйцу держаться на поверхности.
Вывод: Плотность воды влияет на то, плавают предметы или тонут.

Эксперимент 5: «Мыльные пузыри» (5 минут)

Цель: Познакомить с поверхностным натяжением воды.
Материалы: Миска, вода, жидкое мыло, соломинки для питья, ложка.
Ход эксперимента:

  • Налить в миску воду и добавить немного жидкого мыла, размешать.
  • Дать каждому ребенку соломинку и предложить дуть в раствор, чтобы создать пузыри.

Наблюдать, как пузыри формируются и летают.
Обсуждение: Спросить, почему пузыри круглые? Объяснить, что мыло помогает воде создавать тонкую пленку, которая держит воздух внутри.
Вывод: Поверхностное натяжение помогает создавать пузыри.

3. Заключительная часть (5–10 минут)

Обсуждение: Попросить детей рассказать, что им понравилось больше всего. Задать вопросы: «Что нового узнали?», «Хотите еще быть учеными?».

Игра «Юный исследователь»: Дать детям лупы и предложить рассмотреть простые предметы (лист, ткань, песок).

Рефлексия: Похвалить детей за любопытство и участие.

Домашнее задание (по желанию): Попросить детей дома с родителями попробовать смешать воду с маслом или сделать мыльные пузыри и рассказать, что получилось.

Примечания для воспитателя

  • Все эксперименты должны быть безопасными, используйте только пищевые или нетоксичные материалы.
  • Подготовьте материалы заранее, чтобы не терять время.
  • Поощряйте детей задавать вопросы и высказывать предположения.
  • Если группа большая, разделите детей на подгруппы для экспериментов.
  • Для эксперимента с яйцами используйте свежие яйца и убедитесь, что они не разобьются.
  • Для мыльных пузырей следите, чтобы дети не пили раствор и не дули слишком сильно.