ФГОС расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт и представляет собой свод обязательных требований к тому или иному уровню образования. В нем регулируется квалификация специалистов, направления подготовки, стандарты качества, утвержденные федеральными органами власти. ФГОС применяется ко всем дисциплинам, которые преподаются в школах и дошкольных учреждениях, что позволяет тому или иному заведению получить аккредитацию.
ФГОС по физической культуре для дошкольников
Программа ФГОС по физкультуре предполагает 2 части, одна из которых обязательная и направлена на физическое развитие ребенка в соответствии с возрастом, а вторая формируется воспитателями и непосредственно детьми.
Дошкольный возраст является очень важным периодом в формировании личности, как с моральной и психологической точки зрения, так и со стороны физического развития. Особое место в развитии детей занимает физическая культура. Именно эта дисциплина формирует общую выносливость, здоровье, иммунитет и работоспособность, что необходимо для всестороннего развития личности.
Документы ФГОС для дошкольников
Стандарт по физической культуре для дошкольных заведений опирается на следующие документы:
1. Извлечение из Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный документ гарантирует общедоступность дошкольного образование, бесплатность, а также описывает стандарты организации образования для обучения детей с ограниченными возможностями. Согласно этому закону дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования и финансируется за счет местных органов самоуправления.
2. Извлечение из Федеральной целевой программы развития образования.
3. Извлечение из Национальной стратегии действий в интересах детей.
Цели и задачи для дошкольников по ФГОС
На сегодняшний день в системе дошкольного образования в РФ происходят существенные изменения, связанные с введением новых стандартов и методик. К сожалению, есть не только перемены к лучшему, довольно часто отмечаются и негативные тенденции, такие, как:
- Применение устаревших методик времен СССР;
- Увеличение умственной нагрузки в ущерб физическому развитию ребенка;
- Недостаток профессиональных педагогов;
- Несогласованная деятельность педагогического персонала и медицинского.
Согласно ФГОС, для детей дошкольного возраста приоритетными задачами являются:
- физическое воспитание, которое будет направлено на усиление иммунной системы малышей;
- повышение сопротивляемости к неблагоприятной среде;
- развитие ловкости и выносливости, физических и психологических качеств;
- мотивация на всестороннее формирование дошкольника.
ФГОС по физической культуре предусмотрел систему физических упражнений, которые не только приносят позитивные эмоции, но и делают детей устойчивыми к стрессовым ситуациям и исключают развитие страхов перед выполнением движений. Требования образовательных стандартов заключаются в высокой интенсивности упражнений и их разнообразии.
Любое дошкольное заведение должно включать в образовательную программу следующее:
1. Физкультурные занятия.
2. Оздоровительные занятия в течение дня (утренняя зарядка, подвижные игры, закаливание).
3. Активный отдых (спортивные праздники, фестивали, дни здоровья, туристические походы).
4. Информационно-образовательная работа с семьей.
Все эти программы должны проходить под наблюдением квалифицированных педагогов и воспитателей.
ФГОС по физической культуре для детей школьного возраста
Цели и задачи ФГОС по физкультуре для школы не отличается кардинальным образом от дошкольной программы, поскольку нацелены на развитие физического здоровья детей. Отличия состоят лишь в мелких ориентирах. В отличие от стандартов дошкольной программы, ФГОС предусматривает поэтапный план для каждой возрастной группы.
Цели и задачи ФГОС для школьников следующие:
- крепление здоровья с помощью развития моторики и физических качеств ребенка;
- Получение и совершенствование важных навыков и способностей с помощью подвижных игр, активных упражнений;
- Получение базовых знаний о роли физической культуры и её значении для жизни человека;
- Обучение контролю за физнагрузкой и показателями физического развития.
Коррекционная работа для детей с ограниченными возможностями также очень важна в любом учебном заведении. Стандарты ФГОС подразумевают активную совместную деятельность педагогов-реабилитологов, логопедов, психологов, воспитателей и инструкторов по лечебной физической культуре.
Целью такой работы является создание среды для физического и психологического развития ребенка совместно со сверстниками.
Автор — Анжела Воропай.