Распространение опыта работы МАДОУ ЦРР детский сад №8 «Алёнушка» п. Мохсоголлох, МР Хангаласский улус, РС (Якутия)
Автор — инструктор по физической культуре Алфёрова Валентина Григорьевна.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных умений и навыков.
Правильно организованное физическое воспитание не только делает детей крепкими и сильными, но позволяет резко уменьшить заболеваемость детей. Хорошо известно, что разумно проводимая работа по физкультуре и закаливанию организма, делает детей менее восприимчивыми к разным болезням, в частности, к простудам и гриппу. Хорошее физическое здоровье, приобретенное в результате систематических занятий физкультурой и закаливание, помогает оградить детей от ряда заболеваний нервной системы.
В нашем детском саду, создан чудесный спортивный комплекс для физического воспитания детей. Это – спортивный зал с различным необходимым оборудованием, с тренажерами и сухим бассейном; это и медицинский комплекс с различными профилактическими процедурами; это и бассейн с сауной, фитобаром, циркулярным душем и гидромассажем.
Особое значение в физкультурно-оздоровительной работе нашего детского сада, мы уделяем плаванию, водным процедурам и термотерапии (сауна).
Купание, игры в воде, упражнения, плавание – благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Они укрепляют мышцы спины, живота, рук и ног, усиливают газообмен в легких, успокаивающе действуют на нервную систему: у ребенка исчезает вялость, улучшается аппетит и сон.
Водные процедуры являются одним из активных и любимых средств закаливания и повышения двигательной активности детей, что так необходимо в условиях Крайнего Севера.
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно-оздоровительной работы, т.к. только сочетания занятий в бассейне с режимом деятельности и отдыха людей дают хороший результат в укреплении здоровья и закаливания организма. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снимается напряжение тела, снижается нагрузка на неокрепший детский организм, на его позвоночник, что позволяет правильно формировать хорошую осанку. В то же время активное движение ног в воде укрепляет стопы ребенка, т.е. предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работы мышц, необходимости преодолевать сопротивления воды, значит, улучшается деятельность сердца и подвижность грудной клетки. А также регулярные занятия в бассейне закаляет детский организм и повышает его иммунитет.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития и общения ребенка. Занятия плаванием развивает также черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность. А также, купаясь в бассейне, дети осваивают простейшие навыки.
Ежедневно в бассейне купаются две группы, каждая по одному часу. Расписание составлено с таким расчетом, чтобы не нарушались основные режимные моменты. Я практикую занятия плаванием в утренние часы – с 9:30 до 12:30 часов (через 40 – 50 минут после еды), вместо третьего физкультурного занятия или прогулок.
При купании необходим строгий контроль за детьми, за их состоянием здоровья, за индивидуальным психофизическим состоянием, который осуществляет старшая медсестра, инструктор и воспитатели.
С целью квалификационного руководства купанием детей, воспитатели и родители предварительно обучались по определенным вопросам теории и методики организации и проведения занятий в бассейне. Были организованны консультации и беседы, просмотры занятий с детьми разных возрастов.
В помещении нашего бассейна, есть замечательная сауна, где дети прогреваются до и после занятия в бассейне (два раза по 5 – 7 минут) – это очень большое подспорье для оздоровления малышей, т.к. у маленьких детей теплорегуляция организма еще не совершенна – они быстро перегреваются и быстро остывают. Дети у нас очень любят греться и париться, но важно помнить, что для ребенка перегревание организма опаснее, чем переохлаждение.
Основными принципами применения всех закаливающих и оздоровительных процедур в бассейне являются систематичность и доступность. Поэтому, те дети, которые постоянно систематически посещают бассейн, сильные, крепкие, не боятся прохладной воды, реже болеют и, конечно, свободно чувствуют себя в воде и хорошо плавают.
При обучении плаванию необходимо руководствоваться определенными правилами:
Постепенность – соблюдение этого правила относится к общей нагрузке, которая от занятия к занятию повышается, при этом учитываем, что воздействие этой нагрузки, мы определяем продолжительностью и интенсивностью занятий.
Доступность – оно предусматривает переход от простых посильных упражнений к более сложным.
Прочность – поэтапное закрепление разученных упражнений и переход к изучению следующих; упражнения на воде повторяются в течении 1,5 – 2 недель в зависимости от их освоения детьми.
Последовательность – упражнения подбираются в определенной последовательности, а именно: 1) элементарные движения рук и ног; 2) передвижение в воде в разных направлениях; 3) погружения в воду; 4) упражнение на дыхание; 5) лежание на воде; 6) скольжение; 7) скольжение с движениями рук и ног; 8) плавание – при этом взрослому легче осуществлять обучение, а дети лучше осваивают плавательные движения, потому что, каждая предыдущая группа упражнений служит основой для последующих.
Приучать детей регулировать свое дыхание надо с первых дней, включая соответствующие упражнения в разминку, утреннюю гимнастику и игры.
Во второй младшей группе и средней, занятия на воде носят игровой характер. У детей повышается эмоциональный тонус, двигательная активность, закладывается основа для более крепкого физического развития.
В занятиях для детей старшего возраста значительное место отводится подготовке к обучению плаванию: дети проделывают упражнения на скольжение и дыхание, на всплывание, лежание, ныряние и др.
Наблюдения и практика помогли нам сделать уже довольно определенные выводы и высоко оценить результаты занятий детей в нашем бассейне:
- Увеличилось общая выносливость детей, повысились эмоциональный тонус и двигательная активность;
- Уменьшилось число случаев простудных заболеваний у детей, увеличилась посещаемость детей в группах.
Обучая плаванию, тренер опирается на учет возрастных особенностей развития и физической подготовленности детей, на данные о состоянии их здоровья. Осуществляется индивидуальный подход с учетом способностей склонностей и возрастных возможностей каждого ребенка.
Большое внимание уделяем воспитывающему воздействию занятий, повышению самостоятельности и активности детей. Стремимся проводить занятия так, чтобы они были эмоционально насыщенны и интересны детям; побуждая к осознанному желанию научиться плавать, мобилизуем характер и волевые качества ребенка.
Гигиеническое воспитание, формирование у детей навыков личной гигиены играют огромную и важную роль, способствуют правильному поведению в быту и общественных местах. При купании в плавании вода очищает поры кожи от пыли и грязи, этим способствует улучшению кожного дыхания. Поэтому водные процедуры, обтирание, обливание, наш циркулярный и контрастный душ и купание в бассейне повышают сопротивляемость растущего организма ребенка к холоду, оказывают тонизирующее воздействие. Поэтому плавание называют «крепостью здоровью».
Итак, нужно всемирно укреплять и закаливать детский организм, развивать задатки, имеющиеся в нем, защитных сил, чтобы в случае необходимости ребенок сам смог мобилизировать их для борьбы с неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Дети, научившиеся преодолевать чувство робости перед прохладной водой, уже в дошкольном возрасте вырастут здоровыми и сильными.
Дальнейшее развитие массового обучения плаванию дошколят необходимо, т. к. оно является важной составной частью всестороннего и полноценного физического воспитания и здоровья людей.