ребенок в детском саду

Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими детьми: у них нет ни желания, ни времени это сделать, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается, и если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать могут подсказать опытные психологи.

Вот пример одной из распространенных ситуаций: ребенок дома ведет себя отлично, а в саду носится сломя голову и никого не слушается, срывает занятия.

Вопрос: Здравствуйте, у меня беда. Другого слова я уже подобрать не могу. Нашему сыну почти пять лет, мы ходим в детский сад с двух лет. За это время поменяли два сада. Воспитатели не могут с ним справиться. Он постоянно в возбуждённом состоянии, когда находится в коллективе: бегает, улыбается на занятиях, сидеть не хочет. Дневной сон — это вообще проблема. На замечания не реагирует или же психует.

Дома проблемы бывают, но не в таком количестве, нас он слушается. Где мы с ним только не были: и детский психолог, невропатолог (посетили четырех разных), психиатр. Все говорят: ребёнок с нормальным развитием, гиперактивный, достаточно контактный, проблемы страшной или угрозы не видят.

Мы посещаем бассейн два раза в неделю уже два года, ходим на танцы (на тренера реагирует, наказания выполняет). К нам приходит домой логопед два раза в неделю (говорит, что мальчик способный). С ней сидит по часу, даже не встает.

Как мы с ним ни беседуем (по-хорошему, по-плохому) — результата нет. Он мне каждое утро говорит: » Мама я знаю, баловаться нельзя, психовать тоже. Обещаю. Я тебя люблю, не переживай, всё в порядке».

На прошлой неделе нам сказали принести справку от психиатра, «может ли ребёнок посещать детское учреждение». Мол, у нас гиперактивный ребенок. Что делать?

Задыхаюсь от боли! У нас очень хорошая семья, с мужем почти десять лет вместе. Даже голос друг на друга не повышали , а тут… не можем помочь нашему ребёнку, жаль его. Все смотрят на него как на ненормального. Помогите, умоляю! Мария.

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Мария, здравствуйте! Читая Ваше письмо, чувствуется боль, крик о помощи и огромное желание помочь сыну!

Мне очень хочется Вам помочь, хотя, признаюсь, очень сложно что-то порекомендовать не видя ребенка. В такой ситуации я могу дать только общие рекомендации.

Давайте смотреть, если в семье гиперактивный ребенок, что делать родителям.

Насколько я поняла, ваш сын активный, возбудимый. Скорее всего, это изменить Вы не сможете, так как это физиология, его особенность. Вам остается только ПРИНЯТЬ это и ПОМОЧЬ вашему ребенку адаптироваться к жизни. Это, пожалуй, самое основное: он себя так ведет не потому, что плохо воспитан, хочет кому-то навредить, а потому что ОН ТАКОЙ и ему самому очень сложно! Ведь вокруг все пытаются его усадить, заставить что-то делать, ругают, злятся на него, обижаются! И только Вы стараетесь понять его и помочь. А ему очень сложно! Ведь он заложник своей непоседливости. И ему очень нужна ваша помощь.

Поэтому:

1. Узнайте, есть ли рядом с вами государственные психологические центры, занимающиеся реабилитацией и коррекцией детей с особенностями развития.

При такой активности очень полезны специально организованные групповые коррекционные занятия, на которых ребенок учиться саморегуляции, правилам общения, умению самоконтроля и познанию себя и своих особенностей. А также оказывается помощь родителям. Если сами не найдете, напишите где вы находитесь, и мы постараемся узнать, есть ли рядом с вами подобные центры.

2. Что можете сделать Вы сами. Есть несколько правил организации жизни активных деток:

Так как вашему ребенку не хватает внутренней регуляции себя, Вам необходимо обеспечить ему внешнюю регуляцию, то есть Вы за него его регулируете. Как это выглядит:

  • Простройте четкий режим дня и ежедневно соблюдайте его, причем вплоть до минут!

Каждый день, утром вывешивайте план дня и напоминайте ему: «Сейчас мы делаем…, потом…, а потом», и четко этому следуйте. Будьте для него внешними границами.

  • Продумайте четкую систему поощрений за успехи, за четкое соблюдение плана.

Например, вовремя вышли в школу, обязательно отметьте это, скажите, как Вам приятно, что Вы вышли вовремя, какой у вас собранный сын. Можно делать какие-то маленькие подарки за каждый такой успех. Или придумать систему звездочек: за каждый успех – звездочка, 5 звездочек – вы покупаете вместе какую-нибудь игру, которая нравится вашему сыну и вечером 10 минут в нее играете. Или что-то другое. Не пожалейте времени, продумайте систему поощрений вашего сына. Это очень важно! Гиперактивные детки очень чувствительны к ласке, похвале и поощрениям. И НИКАКИХ НАКАЗАНИЙ! Они просто противопоказаны.

  • Не допускайте никаких эмоциональных чрезмерностей.

Иногда кажется, что чем больше ребенок побегает, покричит на улице или в гостях, тем быстрее он успокоится. Но к гиперактивным детям это не относится. Их необходимо оберегать от эмоциональных встрясок и перегрузок. Это тоже четко надо регламентировать. Если чувствуете, что сын начинает перевозбуждаться – останавливайте: «Посиди со мной, подыши, давай поиграем во что-то спокойное». Иногда лучше просто уйти, если это не вызовет эмоциональную бурю.

Умеренность – вот, что надо помнить и соблюдать. Здесь можно провести параллель с больным горлом: если Вы знаете, что у вашего ребенка бывают частые ангины, то вы не разрешите ему есть мороженое, пить холодную воду. Ведь это ему противопоказано! Для вашего сына — то же самое с эмоциональными перегрузками.

  • Для засыпания также продумайте четкий ритуал, который будет повторяться каждый день. Но он не должен быть очень долгим.

И еще очень полезно:

  • Уменьшить рабочую нагрузку.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие инструкции.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Исключите мультфильмы и телевизор вообще, так как это является крайне сильным визуальным стимулятором, и головной мозг перевозбуждается, а тормозится ему сложно.
  • Если есть возможность, заведите какого-нибудь домашнего питомца, лучше всего кошу или собаку. Когда ребенок гладит мягкую кошку, а она урчит – он также успокаивается.

Да, я понимаю, что выполнение всех этих рекомендаций требует от Вас титанических усилий, Вашей собранности, времени, терпения. Но вашему сыну сейчас это просто необходимо. Тем более, если сможете четко все простроить и соблюдать, то через несколько лет (к 9 годам), Вашему сыну и Вам будет гораздо проще. Проявления гиперактивности сойдут на нет.

И, конечно, подойдите к воспитателям, объясните, что у Вашего ребенка такие особенности и он требует индивидуального подхода, поделитесь с ними моими рекомендациями и выработайте вместе стратегию поведения. Думаю, они пойдут Вам на встречу.

Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, любовь и вера в своего ребенка! Постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Удачи!

  • мальчик