ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. Сыну 3,8. Буквально месяц назад произошла такая ситуация: он шел по улице, поднялся сильный ветер и унес его любимую кепку. Кепку долго не могли найти, ребенка — успокоить. Такие переживания были у него впервые. Потом кепку все-таки нашли под машиной, вроде все наладилось.

Но с тех пор поведение сына изменилось — он стал всего бояться. Заходим в лифт — боится, что он захлопнется. Идем на улицу — боится, что поднимется ветер и унесет кепку. И так во всем.

Часто слышим слово «боюсь», хотя раньше его вообще в обиходе не было. Мы стараемся его как-то отвлечь. Говорим, что если даже ветер поднимется и кепка улетит, то она полетит путешествовать и побывает в интересных местах. Что не надо бояться лифта и все в таком духе, но пока без особых успехов.

Скажите, пожалуйста, как можно справиться с этой ситуацией? Спасибо. Анна.

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Анна. По Вашему рассказу, похоже, что для вашего сына это было сильное эмоциональное переживание.

Сейчас ему нужна Ваша помощь и поддержка, чтобы эти эмоции улеглись.

Важно, что для него это опыт столкновеня с непредсказуемостью, неожиданностью, неизвестностью. Поэтому этот страх необходимо прожить, прочувствовать.

Вполне оправданно, что многие ситуации он стал воспринимать как непредсказуемые, а за этим и стоит страх. Ведь нас пугает то, что неизвестно.

Поэтому важно:

1. Принять важность и серьезность этих переживаний вашего сына.

Ведь для него сейчас многие ситуации стали непредсказуемыми!

  • Поэтому важно не отвлекать ребенка от волнующих переживаний, а честно поговорить с ним об этом. Ты боишься, что налетит ветер и унесет кепку? — Да. А дальше можно вместе с ним придумать , что можно сделать, чтобы этого не произошло (надеть покрепче на голову, держать руками, оставить дома и т.д.).
  • Полезно рисовать эти истории по принципу комиксов. Обсуждая, с чего все началось (однажды мальчик пошел гулять), что произошло (поднялся сильный ветер), что сделал мальчик, чтобы не потерять кепку. Важно сначала это проговорить или сочинить истории. Вместе с сыном, а потом, чтобы он сам рисовал, и вместе проговаривать, что можно сделать. И так с разными ситуациями (про лифт, в магазине, у врача, на площадке и т.д.).

С чем большим количеством ситуаций вы познакомитесь таким образом, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш сын. Ведь очень важно как можно больше узнать о том, что пугает!

2. Для увеличения арсенала защиты можно играть в такую игру (но попозже, когда немножко эмоциональное состояние сына придет в норму):

— Однажды мы пошли гулять (пришли куда-то, или еще что-нибудь что сможете сами придумать) и вдруг… (а дальше Вы или ваш сын придумываете, что произошло. И варианты того, как можно выпутаться из сложившейся ситуации. Это можно проигрывать с игрушками (про мишек, зайчиков, котят и т.д.). В этом возрасте дети часто ассоциируют себя со зверятами, и ситуации, которые вы придумаете про котят, ребенок будет проецировать на себя — это будет менее травматично для него.

3. Не избегать травмирующих ситуаций, а как можно больше о них говорить, узнавать и обогащать арсенал способов реагирования.

Помните, что для проживания этой ситуации необходимо время. Сколько времени потребуется вашему сыну – неизвестно. Поэтому заручитесь терпением. И постепенно с вашей помощью это состояние пройдет у вашего сына, а он станет сильнее и смелее.

Удачи!

_________________________

Читать также: